Предложения со словом «слайд. Сложное предложение Текст этой презентации

1 из 16

Презентация - Сложноподчинённые предложения

2,492
просмотра

Текст этой презентации

Сложноподчинённые предложения
Теоретические сведения

Строение сложноподчинённых предложений
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине главного предложения или перед ним:
1. , ().
2. [ ,(), ].
3. (), .

Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с двух сторон. Пример: В полдень из гнезда, которое находилось прямо над крыльцом, вылетел еще один птенец.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Союзы К ним нельзя задать вопрос. Не являются членами предложения. Можно заменить другим союзом или опустить.
Союзные слова К ним можно задать вопрос. Являются членами предложения. Нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом.
Придаточные предложения присоединяются к главному союзом или союзным словом:

Союзы союзные слова в сложноподчиненном предложении
Примеры: Ей снится, что она идёт по сказочно красивому мосту. Что написано пером, то не вырубишь и топором.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными можно разделить на три группы: с однородным подчинением; с неоднородным подчинением (параллельным); последовательным подчинением; Иногда в СПП с несколькими придаточными используются комбинации связей (одновременно однородное и последовательное или параллельное и последовательное и т.д.)

Однородное подчинение
Придаточные предложения относятся к одному и тому же слову в главном предложении или ко всей главной части; придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Пример: Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.
(Пока), (пока), .

Параллельное (неоднородное) подчинение
Придаточные предложения отвечают на разные вопросы; придаточные предложения поясняют разные слова главной части, но могут относиться к одному и тому же слову.
Пример: Когда прогремел гром, гул проник в ущелье, где ехали путники. (Когда), , (где).

Последовательное подчинение
Придаточные предложения располагаются цепочкой. Первое придаточное поясняет главное. Это придаточное предложение 1 степени. Второе придаточное (2 степени) поясняет придаточное 1 степени и т. д.
Пример: Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
, (чтобы), (как).

Запятая ставится: Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то между союзами ставится запятая. ,(что,(если …), …). Например: Я уже подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.
Запятая не ставится: Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – то или так. ,(что (если …), то …). Например: Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

Пример: Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки.
Однородное и последовательное подчинение
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны комбинации связей

Виды придаточных предложений
Определитель ные
Изъяснитель ные
Обстоятельст венные
Присоедини тельные
что чтобы как как будто …
который что кто где куда откуда когда …
времени (когда, пока, …) причины (потому что, …) условия (если, …) места (где, куда, …) цели (чтобы, …) образа действия (как, …) сравнения (как, …) уступки (хотя, …) следствия (так что, …) присоединительные (что, …)
что почему отчего

Изъяснительные придаточные
Отвечают на падежные вопросы; относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением речи (сказал(что?), сообщение(о чём?), известен(чем?)), мысли (подумал (о чём?), вспомнил(что? о чём?), мысль(о чём?)) или чувства (обрадовался(чему?), рад(чему?), жаль(чего?))и др.; уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов; соединяются с изъяснительными словами при помощи союзов что, как, будто, чтобы, союзных слов, частицы ли в значении союза. Пример: Я пришел к тебе с приветом рассказать(что рассказать?), что солнце встало.

Определительные придаточные
Отвечают на вопрос какой?; относятся к определяемым словам, содержащимся в главном предложении, и дают им характеристику; соединяются с определяемыми словами при помощи союзных слов – местоимений и наречий: который, что, куда, когда, где, и др.; всегда стоят после определяемого слова. Пример: Слово – удивительный дар(какой?), которым обладает человек.
Местоимённо-определительные придаточные Отвечают на вопросы кто именно? что именно? Относятся не к существительным, а местоимениям, которые употребляются в значении существительного. Пример: Кто ищет, тот всегда найдёт.

Обстоятельственные придаточные
Относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действие и др.; имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те вопросы; соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов. Пример: Так я заглядывала в колодец до вечера (до каких пор?), пока не зажглись первые звезды.
Времени
Причины
Условия
Места
Цели
Образа действия и степени
Сравнения
Уступки
Следствия
Различают виды обстоятельственных придаточных:

Присоединительные придаточные
Содержат добавочное сообщение и соединяются с главным предложением союзными словами что, почему, отчего. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, что осложнило ситуацию. Из сложноподчиненного предложения с придаточным присоединительным можно составить сложносочиненное предложение с союзом и. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, и это осложнило ситуацию.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

1 слайд

2 слайд

Сложное предложение Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. Например: Сбежали ручьи, зацвели ландыши, в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

3 слайд

Составляющие простые предложения образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения. Например: Москва – река дремотною волной Катилась тихо меж брегами; В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной И златоверхими главами. (К.Рылеев)

4 слайд

В зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Например: Известно, что слоны в диковинку у нас. (союзная связь: с помощью союза что и интонации.) Все знают: слоны в диковинку у нас. (бессоюзная связь: с помощью интонации.)

5 слайд

В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

6 слайд

Части сложносочиненного предложения соединяются с помощью сочиненных союзов и интонации. Например: Взошел молодой месяц, и все кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете.

7 слайд

Части сложноподчиненного предложения соединяются посредством подчиненных союзов или союзных слов (местоимений и наречий) и интонации. Например: Мне снился сон, что сплю я непробудно.

8 слайд

Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Например: В столовой на снежной свежей скатерти стоял большой букет ландышей, вся комната была наполнена их запахом.

9 слайд

Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Например: Так как лето было сухое и знойное, ледники в горах начали таять уже в начале лета.

10 слайд

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию. В сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчиненных выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

11 слайд

Знаки препинания Вид сложного предложения Сложносо - Бессоюзное Сложнопод – Чиненное чиненное, ; : - + + + +(редко) + + +(редко) + Функция знака Разделительная Выделительная

12 слайд

Авторская пунктуация в сложных предложениях – это постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами, но допустимая, если автор с их помощью передает какой – либо добавочный смысл. Писатель в художественном тексте решает свои изобразительные задачи с помощью авторских знаков. К таким знакам чаще всего относятся в сложных предложениях тире, точка с запятой Так, К.Паустовский ставит тире в предложении Ловить в коряжистых местах было заманчиво – там пряталась крупная и ленивая рыба, хотя нужно было поставить двоеточие.

Технологическая карта урока

« Предложение. Повторение».

(ФГОС)

Подготовила

учитель начальных классов

Пыркина Юлия Васильевна

г. Санкт-Петербург 2014

Тема урока: «Предложение. Повторение.»

Класс: 4 класс «Б»

Тип урока: актуализация знаний и умений (урок повторения)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. Программа «Начальная школа XXI век»

УМК: Русский язык. 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией

Цель урока : закрепить знания учащихся о предложении, видах предложения, закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого; дать понятие о распространённых предложениях; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании в предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения, отличать распространённые предложения от нераспространённых; конструировать распространённые предложения; объяснять языковые явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • мультимедийная презентация к уроку.

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Вид и форма контроля

Организационный момент (психологический настрой « Всё в твоих руках)

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». А мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках!»

Приветствуют учителя.

Объясняют смысл притчи.

Мотивация

Обобщение

Мобилизирующий этап

Современным людям трудно сегодня представить, что наши далёкие предки не владели речью, ни устной, ни письменной. Но при этом они безусловно общались.

Можете ли вы сегодня обойтись без речевого общения?

Что стоит за понятием РЕЧЬ ?

Для комфортного, приятного общения необходимо, чтобы окружающие тебя люди, и вы сами, умели говорить и писать понятно, правильно и, по возможности, красиво. Этому мы учимся в школе. Изучая русский язык, мы становимся людьми более культурными, т.к грамотность одна из составляющих культурности человека.

Давайте попробуем пообщаться, используя только одно понятие.

1 пара – получает задание «поговорить» на одну из двух тем «Урок музыки». « Урок физической культуры», используя только СЛОВА .

Итак, какую тему выбрали?

Получился ли диалог? Почему?

2 пара – получает задание построить диалог на тему « На перемене», « После школы», используя только СЛОВОСОЧЕТАНИЯ .

Услышали ли вы хоть одну реплику?

Почему не получился разговор?

Как догадались, какую тему они выбрали?

3 пара – получает задание пообщаться на тему « В школьной столовой», используя только ПРЕДЛОЖЕНИЯ .

Состоялся ли диалог?

Что узнали из разговора ребят?

Каким образом ребятам удалось выразить свои мысли?

Продолжите мою мысль:

С помощью слов мы называем…

С помощью словосочетаний мы…

С помощью предложений мы…

Так, может быть, нам и вообще не нужны слова и словосочетания?

Вот мы и подошли к теме нашего урока. Работаем сегодня в блоке « Как устроен наш язык».

Значит, разговор пойдёт …

Скажите: Какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем?

Что изучает синтаксис?

Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение?

Какую единицу языка мы сейчас изучаем?

Продолжите предложение: Я буду изучать тему «Предложение», чтобы…

Проверка к готовности к уроку.

Высказывание ребят.

Называем предметы, признаки, действия.

Уточняем, конкретизируем.

Выражаем свои мысли.

Проверка готовности к уроку.

Это материал для построения предложений.

О законах русского языка.

…синтаксис

…словосочетание и предложение

…, чтобы уметь правильно их строить и грамотно писать и говорить

…предложение

Высказывание развёрнутых ответов.

Работа в парах

Фронтальная проверка

Фронтальная проверка

Словесная оценка одноклассников

Актуализация

Знаний –

Что вы знаете о предложении?

Предложения бывают:

1) по цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные;

2) по интонации – восклицательные, невосклицательные;

3) по наличию главных членов – односоставные и двусоставные.

4) по наличию второстепенных членов – распространённое и нераспространённое

5) предложения бывают простыми, сложными, с однородными членами, союзное, бессоюзное

Фронтальный опрос

Посмотрите на экран.

Появились тучи.

Из-за горизонта появились тяжёлые тучи.

Что вы видите?

Почему?

Дайте характеристику этим примерам.

Что вы заметили?

Запишите последнее предложение, разберите предложение синтаксически, выпишите словосочетания, установить связь и определить тип словосочетаний.

Предложения.

Каждое предложение содержит законченную мысль.

Повествовательные, невосклицательные, двусоставные.

По характеристике они одинаковые, но это не так: в одном только основа, а в другом есть второстепенные члены предложения.

Выполняют задание.

Индивидуальный опрос.

Фронтальная проверка

Первичное закрепление

Составьте любое предложение, запишите его.

Ответьте на вопросы:

У кого есть в предложении второстепенные члены? Как называются такие предложения?

У кого нет второстепенных членов? Как такие предложения называются?

У кого предложения с однородными членами?

У кого предложение сложное?

У кого предложение простое?

Без чего не может существовать предложение?

Высказывание развёрнутых ответов (зачитывают предложения)

Без грамматической основы.

Физминутка

Презентация

Выполняют движения

Вторичное закрепление –

На доске 5 предложений и схемы к ним.

Прочитайте предложения, рассмотрите схемы и сформулируйте задание.

1. Наконец-то пришла весна.

2. Лес проснулся, всё теплее греет ласковое солнышко.

3. Снег растаял, и побежала талая вода.

4. Птицы возвращаются в родные края.

5.Мы увидели, что появились первые цветы.



Что

Соотнести предложения с подходящей схемой.

Фронтальная проверка

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

На экране вы видите 10 предложений, укажите № распространённых и № нераспространённых предложений.

1. Гости приезжают?

2. К нам приезжают гости.

3. Дом с огородом.

4. Наступила осень.

5. Я проснулся и позавтракал.

6. Вижу землю!

7. Журнал принёс мой брат.

8. Он был моим товарищем.

Проверяем!

Распространённые: 2, 6, 7, 8.

Какие предложения вызвали затруднения?

Дополните предложения, сделав их распространёнными.

Учащиеся записывают № предложений, распределяя в 2 группы, проверяют по эталону.

Предложения, в которых возникли затруднения записывают, объясняют.

Взаимопроверка

Работа в парах

Дифференцированное задание

Рефлексия

Составить небольшой текст,

Который можно озаглавить

Пословицей « Труд человека кормит, а лень портит». Обратите внимание на предложение-заголовок. Какое это предложение?

Составить предложения по

Схемам.



, .


И, и.


Выполнить тест.

1. Укажите простое предложение:

А) На серебряном блюде лежали яблоки.

Б) Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.

2. Укажите сложное предложение:

Б) Наступили весенние дни, и по небу поплыли светлые облака.

3. Укажите предложение с однородными членами:

А) Около дома утопали в молодой листве тополя, берёзы, клёны.

Б) Лисица хотела съесть горсть винограда.

Как вы думаете, достигнута ли цель на уроке?

Какие предложения вам больше всего нравятся? Почему?

Передайте своё настроение на уроке одним предложением-Какое предложение у вас получилось?

Составьте синквейн по нашей теме урока.

Индивидуальная работа.

Самооценка

Индивидуальная работа, работа в парах.

Итог.

Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.

Синтаксис сложного предложения

Презентація по слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Цели: 1) закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»; Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация". Синтаксис сложного предложения

Слайд 3

Термины. предложение, в котором есть только один главный член предложения слово, которое называет того, к кому обращаются с речью. раздел науки о языке, который изучает предложение и словосочетание в простом предложении только одна грамматическая основа подлежащее и сказуемое Синтаксис Обращение Односоставное предложение Пунктуация раздел науки о языке, который изучает знаки препинания Простое предложение Основа предложения

Слайд 4

Сложное предложение Сложное предложение состоит из двух или более основ сложносочиненное , и [Царь с Царицею простился, В путь-дорогу снарядился], И [царица у окна Села ждать его одна]. сложноподчиненное , (что) [Видит девица], (что тут Люди добрые живут). бессоюзное , [И молва трезвонить стала]: [дочка царская пропала] союзные

Слайд 5

Сочинительные союзы И, ИЛИ, ЛИБО. Их роль в предложении. Соединяют однородные члены предложения [О И О] [И О, И О, И О] [О, И О, И О] [О И О, О И О] [О ИЛИ О] [О ЛИБО О] Соединяют два (или несколько простых) предложения в сложное [ ….. ] , И [ ….. ] [ ….. ] , ИЛИ [ ….. ] [ ….. ] , ЛИБО [ ….. ]

Слайд 6

Сложное предложение Мир строит война разрушает Герой умирает а его слава живет Красота приглядится а ум пригодится Тяжко жить тому кто от работы бежит Самым дорогим кажется то во что вложен твой труд

Слайд 7

Сложное и простое предложение Продолжите предложения так, чтобы получились предложения с однородными членами и сложные. 1. Бабушка подоила корову, и___________ . Бабушка подоила корову и ___________ . 2. Мы повесили кормушку, и___________ . Мы повесили кормушку, но _________ . 3. Папа хотел лететь самолётом, и_____ . Папа хотел лететь самолётом, а ________ .

Слайд 8

Сложное предложение К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение из второго столбика и составьте сложные предложения. Скоро сказка сказывается. Просыпается купец. Войско у царя Гороха было большое. Старичок пустился разыскивать зайцев. И воеводы были у него отличные. Но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Да не скоро дело делается. А солнце уже взошло выше дерева стоячего.

Слайд 9

Сложноподчиненное предложение Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните слова,которые соединяют простые предложения в составе сложного. 1. Шофёр закрич..л снизу что пора ехать. 2. Обнаружили дощатый павильон где прод..вали м..линовое м..роженое. 3. Неопытный человек скаж..т что все с..лов..и поют одинаково. 4. Есть в Ро..ии места где с..лов..и п..ют особенно х..рошо. 5. Всем было инт..ресно посм..треть как п..р..ход будут стаскивать с мел.. .

Слайд 10

Сложное предложение Войско у царя Гороха было большое, и воеводы были у него отличные. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Просыпается купец, а солнце уже взошло выше дерева стоячего. Старичок пустился разыскивать зайцев, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Слайд 11

Сложное предложение Я н…чую в старой б…се…ке потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы которые тикают на круглом столе. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Предложение. Виды предложений.



Цели:

  • Учащиеся знают признаки предложения, умеют находить главные и второстепенные члены предложения, различают предложения по интонации и цели высказывания, распространенные и нераспространенные предложения;
  • Развивать орфографическую зоркость, память, умения различать словосочетания от предложения, развивать навыки синтаксического разбора;
  • Прививать чувство аккуратности при работе в тетрадях.

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».


Девятое марта. Кла сс ная работа.

У пространства нет размера, а у знаний нет предела.

http://aida.ucoz.ru


Словарная работа.

Просмотрев картинку запиши

их в тетрадь.


http://aida.ucoz.ru


http://aida.ucoz.ru


http://aida.ucoz.ru


Проверка написанного:

П а л ь т о , п е н а л, п о м и д о р, п е т у х, п е с о к, пш е н и ц а , п о ртр е т, п о б е д а , п о г о д а , пл а т о к.

http://aida.ucoz.ru


«Исключи лишнее»

Местоимение, прилагательное, существительное, подлежащее, глагол.

http://aida.ucoz.ru


Продолжить предложение…

  • Я буду изучать тему , чтобы…

http://aida.ucoz.ru


– это слово или несколько слов, заключающих в себе законченную мысль.

http://aida.ucoz.ru


  • По цели высказывания

повествовательные

побудительные

вопросительные


По наличию главных членов

двусоставные

односоставные


  • По наличию второстепенных членов

распространённые

нераспространённые


Словосочетанием называются два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически.

http://aida.ucoz.ru



Спасибо за работу!

Молодцы!

http://aida.ucoz.ru


Физминутка

Руки вверх! – побудительное

Руки вперёд. – повествовательное

Руки на талии? – вопросительное

Крутим туловищем. - повествовательное

http://aida.ucoz.ru


Упражнение 493. Проверим?!

Г де растут лесные ягоды? Д ушистая земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке, черника зреет у корней лохматой ели, сладкая малина растёт на вырубке или в овраге, клюква поспевает на болоте.

http://aida.ucoz.ru


Работа по рядам

Задание: вставить пропущенные буквы, выделить грамматическую основу, указать, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово. Выполнить синтаксический разбор предложений.

http://aida.ucoz.ru


Проверка:

1 ряд:

Наступает поз д няя в е сна. Пёстрым к о вром покрыты х о лмы.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

http://aida.ucoz.ru


2 ряд:

Со л нце щедро посылает свои тёплые лучи на землю. Высоко в небе в ь ются жав о ронки.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, причину и др., отвечает на вопросы куда? зачем? откуда? и т.д.

http://aida.ucoz.ru


3 ряд:

Дождик напоит почву тёплой влагой. Корни б е рёзы п ь ют влагу из з е мли.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме И.п.)

http://aida.ucoz.ru


Упражнение 498. Составить и написать предложения. Подобрать к каждому предложению схему.

На школьном дворе появился молодой журавль. Он вытянул длинную шею и важно зашагал. Ребята поместили журавля в сарай. Они давали ему хлеб, колосья. Иногда журавль получал кусочки мяса, лягушек. Эту еду он ел с большим аппетитом.

http://aida.ucoz.ru


Укажите и запишите распространённые предложения

  • 1. Гости приезжают?
  • 2. К нам завтра приезжают гости.
  • 3. Дом с огородом.
  • 4. Наступила осень.
  • 5. Я проснулся и позавтракал.
  • 6. Я вижу землю!
  • 7. Журнал принёс мой брат.
  • 8. Он был моим товарищем .
  • 2,6,7,8 – распространённые предложения

Самостоятельная работа

http://aida.ucoz.ru


Рефлексия

  • Передайте своё настроение на уроке одним предложением.
  • Оцените свои знания в оценочных листах.
  • Составьте кластер к нашей теме, что повторили и узнали.