Презентация на тему "спартанское воспитание". Спарта и ее армия презентация к уроку по истории (5 класс) на тему Воспитание мальчиков в спарте презентация

4. Общее слово для названий: Евфрат, Инд, Еврот.






Государственное устройство Спарты

КОМАНДИРЫ

ВОЙСКА

2 Царя

Совет старейшин

ОБСУЖДАЕТ ВСЕ

ПРОБЛЕМЫ

Народное собрание

СОСТОИТ ИЗ

Свободное население

Спартанцы

Илоты

Рабы


земледельцы в Спарте, считавшиеся собственностью государства.

  • Они были греками

2. Жили на земле своих предков.

3. Жили семьями.

4. Продавать их было нельзя.





  • Спартанец не мог покинуть Лаконию без разрешения властей.
  • Обычай граждан питаться за общей трапезой развивал в них дух солидарности
  • В Спарте военные упражнения происходили даже в мирное время.
  • Строгость закона, дисциплина.
  • Патриотизм

Спартанцы впервые в мире ввели порядок в действия воинов - они придумали ФАЛАНГУ

Фаланга состояла

из 8 рядов

по тысяче воинов в

каждом.


Металлический щит

Кожаные доспехи

Ножные латы


Спартанское воспитание

  • Целью воспитания было вырастить хорошего солдата, составить крепкое войско,

Спартанцы не могли заниматься ничем, кроме военного дела.


Патриотизм

  • Слово Отечество обозначало у древних землю отцов. Для каждого Отечество - это часть земли, которая освящена его семейной или национальной религией, территория, где жили предки и где покоится их прах.

«Священная земля Отечества», - говорили греки.



Составьте логическую цепочку:

Лаконика

Балканский полуостров

Пелопонесс

Пелопонесс

Лаконика

Почему Спарту называли открытым городом?

Как называется река, которая протекала в Спарте?



Домашнее задание

  • § 31, сочинение – миниатюра:

«Один день из жизни спартанца»


Древняя Спарта образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIIIVII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй». Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.



Должности и органы власти: Апелла Апелла народное собрание в Спарте. В собрании могли принимать участие только полноправные спартиаты мужчины старше 30 лет, прошедшие полный цикл гражданского воспитания и принятые в состав одного из застольных товариществ. Апелла собиралась один раз в месяц, в строго определенном месте. Созывали собрание либо цари и геронты, либо эфоры. Члены апеллы выбирали царей, членов герусии, эфоров, военачальников и всех низших должностных лиц.


Цари Спарты Спартанские цари один из высших и древнейших органов спартанского государства. Начиная с XI века до н. э. одновременно правили два царя (диархия) из двух разных царских домов (Агиады и Еврипонтиды), в то же время являвшихся двумя ветвями династии Гераклидов. Оба царя обладали равными полномочиями, причём каждый из них имел право принимать решение без согласования со своим коллегой по царской должности, что делало невозможным концентрацию власти в одних руках.


Эфоры Эфоры в Древней Спарте, а позже и в Афинах выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий. Эфоры избирались каждый год в день осеннего равноденствия. В выборах мог принимать участие любой полноправный спартиат в возрасте от 30 до 60 лет. Эфорам запрещалось выдвигать свои кандидатуры на переизбрание. При избрании они давали клятву поддерживать власть спартанских царей, а те, в свою очередь, клялись поддерживать законы в лице эфоров. Годы правления эфоров назывались по имени первого из них


Герусия Герусия в Древней Греции совет старейшин в городах- государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов герусии геронтов и политическая роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы. Наиболее известна герусия в Спарте, состоявшая из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и двух царей); являлась здесь высшим и, видимо, древнейшим правительственным органом.


Наварх Наварх командующий флотом в Древней Греции. Навархи нередко противопоставлялись монархам; над ними был учрежден контроль в виде гражданской коллегии из 311 членов, которая могла сменять наварха. Боязнь диктатуры привела к сокращению сроков назначения наварха и другим ограничениям. Термин навархос использовался и при Александре Великом. Само слово не вышло из обихода в греческом языке, но в Византийский период, для обозначения командующего императорским флотом, использовалось заимствованное из латинского слово друнгарий.


300 спартанцев «Всадники» в древней Спарте отборный отряд, состоявший из трехсот молодых спартиатов, прошедших специальный отбор; вопреки своему названию были пешими. Ежегодно пятеро из них за доблести и по старшинству выбирались в агафоэрги и посылались в разные края с государственными поручениями. Во главе корпуса стояли три гиппагрета, избиравшиеся эфорами из лучших молодых людей, достигших 30-летнего возраста. Каждый гиппагрет набирал себе по сто товарищей. Спартанский щит


История появления Спарты На лаконских землях, где первоначально жили лелеги, прибыли ахейцы из царского рода, родственного Персеиде, место которых позднее заменили Пелопиды. После завоевания Пелопоннеса дорийцами Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана, досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклуиз рода Гераклидов. От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла). Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, расположенная вблизи древних Амикл, которые, как и остальные ахейские города, потеряли свои политические права. Рядом с господствующими дорийцами и спартиатами, население страны состояло из ахейцев, среди которых выделяли периэков лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, и илотов лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Долгое время Спарта ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними аргосскими и аркадскими городами. Подъём Спарты начался со времён Ликурга и Мессенских войн.


Сословия Аристократия: Гомеи (буквально «равные») полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами. Парфении (буквально «девой рождённые») потомки детей незамужних спартанок. Согласно Аристотелю, они являлись гражданами второго сорта, но входили в число гомеев, то есть аристократов. Сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в Тарент.


Народ Народ: Гипомейоны (буквально «опустившиеся») обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав. Мофаки (буквально «выскочки») дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства. Неодамоды (буквально «новые граждане») бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопоннесской Войны). Периеки свободные не-граждане.


Зависимые земледельцы Лаконские илоты (жившие в Лаконии) государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопоннесской войны также и неполное гражданство). Мессенские илоты (жившие в Мессении) государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами. Эпейнакты илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев. Эриктеры и деспоионавты илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте. Афеты и адеспоты отпущенные на волю илоты.


Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время. Вооружение спартанца составляли копьё, короткий меч, круглый щит, шлем, панцирь и поножи. Общий вес вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооружённый пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло лёгкое копьё, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5- 6 тысяч человек. Что касается конницы, то так называемые «всадники» хоть и состояли из граждан, способных позволить себе покупку и содержание лошади, тем не менее сражались исключительно в пешем строю в составе фаланги, составляя отряд царской гвардии численностью в 300 человек (именно этот отряд погиб в знаменитой битве при Фермопилах вместе с царём Леонидом). По мнению некоторых учёных, этот отряд в мирное время мог выполнять функции военной полиции, играя основную роль в подавлении восстаний рабов и в криптиях. Армия Спарты


Агогэ (система воспитания) Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо телесных упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки чёткой и краткой речи. Все дети в Спарте считались собственностью государства. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Хилых, больных детей сбрасывали со скалы, а крепких оставляли. Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским.


Наследие Спарты Самое значимое наследство Спарта оставила в военном деле. Дисциплина необходимый элемент любой современной армии. Боевой строй спартанцев предшественник фаланги армии Александра Македонского, а также дальний родственник современной развернутой цепи пехоты. Значительное влияние Спарта вызвала и на гуманитарные сферы человеческой жизни. Спартанское государство прообраз идеального государства, описанного в диалогах Платоном. Отвага трехсот спартанцев в битве при Фермопилах была темой многих литературных произведений, современных кинолент. Слово лаконичный, означающее немногословного человека, происходит именно от названия страны спартанцев Лаконии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитание детей в Спарте

Древняя Спарта преследовала цель подготовить воина – члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа: 1 этап – 7 – 15 лет; 2 этап – 15 – 20 лет; 3 этап – 20 – 30 лет.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чисто­ту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах – своего рода «детских домах». Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть маль­чиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок.

В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели – воспитывать в юношах солдат. С дет­ства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.

«Терпеть» – вот что было главным в спартанской «школе мужества ». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: ле­том под палящими лучами солнца; зимой – невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь по­крывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростни­ка, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ под­стилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает.

Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был «хилым или плохо сложенным», то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания, сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один спартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований. Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической военной подготовке.



Плутарх писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал. Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.








Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась. Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором. За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами. Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость.





Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.