Социологические исследования в демографическом анализе презентация ppt. Социологические исследования. Этапы социологического исследования

Рассматриваемые вопросы: 1. Этапы и программа социологического исследования. 2. Методика и техника социологического исследования. 3. Гипотеза как главный методологический инструмент исследования. 4. Понятие репрезентативности выборочного опроса. 5. Основные методы сбора информации. 6. Социологический эксперимент.

1. Этапы и программа социологического исследования. В социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2)специальные социальные теории и 3) социологические исследования. Социальные исследования проводят представители различных дисциплин: историки, юристы, антропологи, социальные психологи, экономисты и др. Социологи занимаются изучением не только человека в обществе, но и общество через человека. Социологические исследования – это система логически последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, подчинённых единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Этапы социологического исследования: 1)Проработка целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов и т. д. 2) Подготовка собранной в ходе исследования (анкетного опроса, интервью, контент -анализа и т. д.) информации к обработке на компьютере, составление обработки, обработка. 3)Анализ обработанной информации, подготовка научного отчёта по итогам исследования, формирование выводов и рекомендаций для заказчика.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей, задач, глубиной анализа социального процесса. Существуют разведывательные (пилотажные) виды исследования. Они производятся для обкатки инструментария исследования – интервью, опросный лист, карточка наблюдений. Программа - упрощена, количество обследуемых невелико. Уточняются цели, гипотезы, задачи, формулировки. Такие исследования проводятся, когда проблема изучена недостаточно. Проводятся и описательные исследования, с помощью которых получают эмпирическую информацию.

Программа исследования – это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. В идеальном случае программа включает в себя: 1. Формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Предварительный системный анализ объекта исследования. 3. Изучение литературы, определение основных понятий, их интерпретацию и операционализацию.

Программа исследования: 4. Рабочие гипотезы. 5. Принципиальный стратегический план исследования. 6. Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 7. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных, выбор методик. 8. Проведение исследования. В процессах исследования обнаруживается проблемная ситуация – противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и незнанием путей, средств, методов, способов реализации этих действий.

Социальная проблема Необходимо различать проблемы социальные и научные. Социальная проблема – это жизненное общественное противоречие, которое требует своего разрешения на практике. Научная же проблема должна более или менее точно отображать проблемную социальную ситуацию. Постановка научной проблемы означает выход за пределы уже изученного в сферу того, что предстоит изучить. Поэтому научная проблема – это состояние «знания о незнании» .

2. Методика и техника социологического исследования. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска. Это: 1) разведывательный план; 2) описательный; 3) аналитико-экспериментальный; 4) повторно-сравнительный план исследования.

Разведывательный (пилотажный) план когда об объекте исследования имеется смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана – уточнение проблемы и формулировка гипотез. В новой области исследование начинается: с изучения имеющейся литературы; возможны беседы с компетентными лицами, специалистами. Затем - стадия полевого наблюдения. Завершается работа по разведывательному плану чёткой постановкой задач исследования и формулировкой основных гипотез. Тогда можно приступить к описательному и аналитическому поиску.

Разведывательный (пилотажный) план Описательный вариант плана возможен, когда знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана – строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур и явлений. Отличие этого плана в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены и классифицированы.

Разведывательный (пилотажный) план Аналитико-экспериментальный план применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения, т. е. гипотезы. Данный подход часто используется при поиске управленческих решений, для выявления тенденций социальных процессов. Он предполагает сопоставление данных в значительном временном интервале. Такие исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала.

Основная задача исследования отвечает его цели, а вся процедура исследования - поиск ответа на центральный вопрос. При составлении любой части программы используется единый понятийный аппарат, или система понятий Задача – раскрытие содержания этих понятий. Это возможно в случае, если их интерпретация идёт в двух направлениях: 1)сопоставления понятий с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятий) и 2) сопоставления их с данными наблюдения и эксперимента. После интерпретации понятий переходят к операционализации, к инструментарию исследования. Поскольку исследования на любом уровне всегда системны, то требование системного качества объекта и предмета исследования является обязательным.

3. Гипотеза как главный методологический инструмент исследования, организующий весь процесс, подчиняющий его внутренней логике. В социологическом исследовании гипотезы – это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями. Гипотезы бывают основными и гипотезамиследствиями, которые вытекают из основных гипотез. Рабочая гипотеза является предварительным объяснением явления или процесса. По степени разработанности гипотезы бывают первичными (выдвинутыми до сбора эмпирических данных) и вторичными, откорректированными или выдвинутыми вновь на стадии обработки и анализа информации. Они могут быть подтверждены, или нет.

4. Понятие репрезентативности выборочного опроса. Социология – это наука о социально типичных явлениях. Это единственная наука, которая точно знает о том, что думает и что хочет среднестатистический человек. Социологические исследования обычно бывают выборочными, т. к. сплошной охват изучаемой совокупности требует чрезмерных материальных и временных затрат. Поэтому при проектировании исследования одна из главных задач – формирование такой выборки, которая была бы одновременно и представительной и экономичной. Тип же и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез.

Выборочный метод Если объект исследования - более 500 человек, то верным будет применение выборочного метода исследования. При подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого и содержала важнейшие признаки генеральной совокупности. Генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа. Выборочная совокупность – это определённое число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу Элементы выборочной совокупности (респонденты, документы и т. п.), подлежащие изучению, и есть единицы анализа.

Выборочный метод Выборка может быть: Механической выборкой, при которой отбор может быть произведён через 10, 20, 50 и т. д. человек; Серийной выборкой, при которой генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, профессии и т. д.) и затем отбор респондентов идёт отдельно из каждой серии; Гнездовой выборкой, при которой в качестве единиц исследования отбираются целые группы и коллективы, в которых проводится сплошной опрос.

Выборочный метод Существует также целенаправленная выборка. В ней используются методы стихийной выборки основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – это почтовый, телефонный, компьютерный опрос читателей газет, журналов. Недостаток метода: невозможность качественного отбора, такого, как было бы необходимо; неизвестно, кто и как отреагирует на опрос. Квотный (стратифицированный) отбор – в его основе лежит построение качественной модели генеральной совокупности. Существует и сплошной отбор, когда исследуется весь объект исследования (например, при переписи населения).

Репрезентативность это обоснованность выборки При описательной стратегию исследования возникает требование строгой репрезентативности. По выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Генеральная совокупность – это собственно объект исследования, совокупность всех возможных социальных объектов. Вторичная совокупность (выборка) – это часть объекта генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации и всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется её объёмом (объем выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки: число ступеней отбора; основа выборки (список, картотека, карта); единица наблюдения на последней ступени выборки.

Описание примера выборки Возьмём исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в структуре крупных государственных предприятий. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность. Генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью применяется сплошной опрос.

Описание примера выборки Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень – отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям эффективности деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: 1)наиболее эффективные; 2) средние; 3)низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определённого «шага отбора» . Третья ступень – в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работников. Единицей наблюдения являются отдельные работники. При правильно проведённой выборке результат будет считаться репрезентативным и достоверным. В противном случае – непрезентативным и недостоверным.

Ошибка репрезентативности Социологов постоянно волнует вопрос о том, как много человек следует опрашивать. Институт Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объёмом в 1500 человек и достигает точности – ошибка составляет 1 -1, 5%. Центр в Институте социологии РАН проводит исследования на выборке объёмом в 2000 человек, при этом ошибка выборки не превышает 3%. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности. Например, если средняя зарплата населения 5 тысяч рублей и на уровне выборки – 10 тысяч рублей, то это уже расхождение между двумя совокупностями.

Статистический вывод это индуктивное обобщение, на основе математической обработки некоторого множества единиц исследования. Например, мы опросили 15000 избирателей и выяснили, что 30% молодых избирателей проголосовали за определённого кандидата демократической ориентации, а 60% пожилых избирателей – за коммунистов. Статистический вывод – область вероятностного знания (изучаемого в математической теории вероятности). Опираясь на теорию вероятности можно оценить необходимый объём выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании.

Закон больших чисел Социология пользуется законом больших чисел для установления закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов. Закон больших чисел говорит о том, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых общих условиях к результату почти не зависящему от случая. Если социолог опрашивает множество людей и каждое наблюдение не зависит друг от друга, то закон больших чисел выявляет устойчивые связи, массовые процессы. На законе больших чисел строится процедура выборочного обследования, объём выборки.

5. Основные методы сбора информации Прежде всего – это опросы, которые бывают анкетными, квартирными, почтовыми, по интернету, в прессе (проводимые с помощью фокус-групп). При этом выделяют два больших класса опросных методов: анкетные опросы и интервью Выбор вида опроса определяется целями исследования, его возможностями и требованиями к достоверности и надёжности информации. Так, например, почтовый опрос, хотя и является достаточно популярным методом опроса больших совокупностей людей, имеет свои слабые стороны – низкий процент возврата (около 30%). Искусство опроса – в правильной формулировке и расположении вопросов. Однако вопросы задают и журналисты, врачи, следователи, учителя и преподаватели.

В чём отличие социологического опроса? 1)Количество опрошенных. Социолог, в отличие от журналистов или следователей опрашивает сотни и тысячи людей. Обобщив полученную информацию, он получает усреднённую картину реальности. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать персональные данные, она анонимна. 2) Достоверность и объективность. Социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает более достоверную информацию, нежели журналист. Она даже объективна, хотя и получена на основе субъективных мнений. 3) Цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщённой информации. Они выясняют, что отличает одного человека от другого. Ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащения науки, выяснения истины.

Интервью второй по популярности метод в социологии. Анкету респондент заполняет самостоятельно, в интервью вопросы зачитывает ему специалист – интервьюер. Метод интервью проводится на основе формализованных жёстко фиксированных опросников, в которых чётко представлены и варианты ответов. По итогам интервью заполняется протокол. Могут быть нестандартизированные свободные интервью и полустандартизированное, включающие в себя особенности как формализованного, так и неформализованного интервью. Одним из видов интервью является фокусированное интервью. Его цель – сфокусировать внимание респондента на обсуждаемой проблеме. Применение технических средств при проведении опросов связано с использованием электронных анкет. Другое направление – это телефонное интервью, основным достоинством данного метода является оперативность опроса и его низкая стоимость.

Метод наблюдения – это метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Различают включённое и не включённое наблюдение. При не включённом наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. В противном случае это ведёт к корректирующему воздействию на объект исследования. Включённым называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включён в изучаемый объект, принимает участие в его деятельности. Существуют полевые наблюдения, проводимые в естественной среде. Есть лабораторные наблюдения, используемые в психических экспериментах, систематические и несистематическое, открытые и скрытые наблюдения.

Анкетирование – самый распространённый в социологии метод. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов, как объектов исследования. Опрашиваемый респондент самостоятельно заполняет анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Все вопросы делятся на два типа: открытые и закрытые. В открытых анкетах респондент сам формулирует своё мнение. В закрытых – социолог предлагает несколько вариантов ответов. Различают также два типа анкетного опроса: сплошной и выборочный. Разновидностью первого является всеобщая перепись населения, во втором случае его основой выступает выборочная совокупность.

Биографический метод – это основной источник детальных и мотивированных описаний истории отдельной личности. Он был применён в 20 -40 -х годах ХХ века в США. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая истории социальных организаций, проливающие свет на субъективное поведение людей и групп. Особенность биографического метода – его направленность на воссоздание исторической, развёрнутой во времени перспективы событий. Например, исследовались кадровая политика на предприятиях разного типа через трудовые биографии. При этом истории жизни могут быть полные, тогда очерчивается жизненный путь от колыбели до могилы. Тематические, то есть относящиеся к одной стороне жизни субъекта, например, - к профессиональной карьере «вора в законе» .

Контент-анализ – это метод качественно-количественного анализа документов с целью получения достоверной информации об объективной реальности. Сюда же относят анализ СМИ, невербальных иконографических документов, будь то портреты, фотографии, сновидения, сочинения и пр. Объект исследования должен быть представлен большим массивом однородных документов и встречаться с достаточной частотой. Процедура контент-анализа состоит в алгоритмизированном выделении в тексте определённых интересующих исследователя элементов содержания. Это может быть отдельное слово, суждение, законченная мысль, логическая цепь, в которой обнаруживается центральная идея.

6. Социологический эксперимент - вид исследовательского метода. Эксперимент – общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинноследственной связи. Различают лабораторный, полевой и мысленный эксперименты. Эксперимент в социологии тесно связан с понятием переменной величины, т. е. неким признаком, который может принимать то или иное значение. Например, в нашей стране большинство людей имеют образование. Однако одни люди имеют высшее образование, другие – среднее профессиональное, а третьи – неполное среднее образование и др. Кроме того, некоторые лица имеют не одно образование. Следовательно, «уровень образования» является переменной величиной.

Социологический эксперимент включает экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа помещается в условия, в которых её члены оказываются под воздействием изучаемого фактора. Контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Эксперимент используется даже в социологии понимания, ориентированной на изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности. Проводились т. н. кризисные эксперименты, предложенные Гарольдом Гарфинкелем, основателем этнометодологии. Учёный поставил перед социологией цель анализировать поведение индивидов в их собственных терминах. Он полагал, что социальное взаимодействие базируется на ряде гипотез и ожиданиях, которые выдвигаются его участниками. Так, например, предполагается, что гости на празднике не будет красть посуду.

Сущность кризисного эксперимента - состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица. Так, родители ожидают от детей определённой манеры взаимодействия, и смена этой манеры вызывает у них своего рода дезинтеграцию, которая преодолевается выдвижением новой гипотезы, стабилизирующей новую картину мира. Так, внезапное охлаждение в этой ситуации между родителями и детьми может быть интерпретировано как проявления переходного возраста, проблем в учёбе детей в школе и т. д. Т. о. , кризисный эксперимент показывает, что выдвижение гипотез, в том числе и в социологии, направлено не только на объяснение и описание причинноследственных связей; оно имеет важную функция стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.

Литература Кравченко А. И. Социология: Учебник для студентов вызов. - Екатеринбург: Деловая книга; М. : «Логос» , 1999. – 368. Осипов Г. В. , Москвичёв Л. Н. , Кабыща А. В. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие для вузов. – М. : Аспект-Пресс, 1998. - 461 с. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : Добросвет, 1998. – 569 с.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Виды социологического исследования План урока:понятие и этапы социологического исследования;виды исследований. Эпиграф урока «Всякое начало трудно,- это истина справедлива для каждой науки» К.Маркс«Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее» Закон Миллера I. Понятие социологического исследования (СИ) Это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получить достоверные данные об обследуемом объекте для их последующего использования в практике социального управления. (Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- М.: Библионика, 2008.) Этапы СИ Постановка цели и задач СИРазработка подхода к решению проблемы (формулировка вопросов и гипотез)Разработка проекта СИ (подробное описание процедур, необходимых для получения информации)Сбор данных (полевое исследование)Подготовка и анализ данных (редактирование, кодирование и преобразование данных, проверка на точность)Подготовка и представление отчета (освещение всего процесса СИ, презентация полученных результатов) По степени сложности эмпирического анализа пилотажное (зондажное,разведывательное) описательное аналитическое экспресс-опрос эксперимент II. Виды СИ По методу сбора информации опрос наблюдение анализ документов анкетирование интервьюиро-вание массовый специализиро-ванный Виды СИ По характеру исследования Точечное(разовое) повторное лонгитюдное трендовое панельное когортные тренды исторические тренды Виды СИ По масштабу Международ-ные Общенацио-нальные региональные отраслевые локальные Виды СИ 7.Определенная возрастная группа, которая остается постоянной во время исследований Ж) Лонгитюдное исследование 6.Повторное СИ, в котором объект исследования изучается по мере достижения им определенной стадии развития Е) когорта 5.Исследование одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы Д) Пилотажное исследование 4.Участники массовых опросов Г) Панельное исследование 3.Пробное исследование, предваряющее основное исследование и предназначенное для проверки качества подготовки СИ. В) наблюдение 2.Методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной соц. информации Б) респонденты 1.Целенаправленное, систематизированное непосредственное восприятие и регистрация явлений, фактов, подвергающихся контролю и проверке А) Социологическийинструментарий Проверьте себя! Правильный ответ: А2;Б4;В1;Г5;Д3;Е7;Ж6 Домашнее задание:выучить определения основных понятий урока;знать основные виды СИ;сформировать творческие группы для работы над проектами СИ




Объектом социологического исследования выступает явление или сфера социальной действительности, которые являются непосредственными носителями проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Предметом социологического исследования являются стороны, свойства, характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению в этом исследовании.


Значение социологических исследований Эмпирические социологические исследования обеспечивают нагромождения эмпирически обоснованных знаний о социальной действительности путем выявления новых фактов и тенденций изменений отдельных областей жизни общества. Позволяют получить информацию об отдельных индивидах и общности, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах, общественных мнениях, по поводу определенных проблем. Создают информационную базу для познания социальной реальности и обеспечивают осуществление социального контроля над социальными процессами. Делают вклад в развитие социологической теории на базе выявления новых закономерностей и тенденций общественного развития, что позволяет предусмотреть перспективы развития как отдельных социальных явлений и процессов, так и общества, в целом.


В зависимости от масштабности и сложности задания, которое служит основой исследования, различают четыре варианта стратегического исследования: - формулятивный (разведочный) – применяется, когда об объекте исследования есть мало информации, его целью является уточнение проблемы и формулировка гипотезы; - описательный, целью которого является количественно качественное описание объекта; - аналитико - экспериментальный, целью которого является выявления функциональных и причинных связей, прогноз; - повторно сравнительный – выявление общего и специфического в сравнительных объектах во времени.


За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: - Опрос - Наблюдение - Анализ документов В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: - разовые - панельные (повторные)




КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдение – метод исследования, который предусматривает получение информации путем непосредственного наблюдения за действиями объекта исследования в определенных ситуациях. Основные виды – личные наблюдения исследователя и наблюдения с использованием технических средств. Существуют такие разновидности наблюдения: - стандартизированное – не стандартизированное; - включенное – не включенное; - открытое - инкогнито; - лабораторное - полевое.


Анкетирование – это перечень вопросов, которые ставят лицам в письменной форме, опыт которых исследуется. Цель анкетирования – получить достоверную информацию. Для этого нужно учитывать особенности разных вопросов и придерживаться ряда правил и принципов составления анкеты.


Почтовый опрос – разновидность анкетирования, которая рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде почтовый опрос заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Преимущества – относительно умеренная стоимость и простота организации (нет потребности в подборе, учебе, контроле за деятельностью большого количества опросчиков и расходов, на оплату их труда, возможность выбора респондентом самого удобного для него времени заполнения анкет). Недостатки – неполное возвращение анкет: не все респонденты заполняют анкеты и отсылают их исследователям, потому заполненные анкеты часто не отображают всю полноту картины исследования.


Телефонный опрос. Преимущества этого метода в скорости проведения исследования, низкая стоимость, оперативность. Недостатки – часовое ограничение интервью (оно не должно превышать больше 15 хв.), а также потребность привлечения специально наученных интервьюеров, затрата временных или денежных ресурсов на их инструктаж. Телефонный опрос может использоваться эффективно для определенной группы – как правило, это пенсионеры, домохозяйки и другие категории, которые имеют достаточно свободного времени и широко используют телефон как


Онлайн – опрос – этот метод в последнее время приобрел популярность, потому что на многих интернет - сайтах есть своя мини - анкета. Преимущество метода – быстрое получение информации, а также простая и удобная для участника форма анкетирования, – респондент может ответить на вопрос в любое удобное для себя время. Недостаток – отсутствие личного контакта с респондентом, который не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов и ограниченность массива данных.


Контент - анализ – перевод в количественные показатели текстовой фонетической информации. Суть этого метода заключается в том, чтобы найти такие признаки, которые относительно легко подсчитываются, черты, свойства документа (текста) (например, частота употребления определенных понятий), которые бы отображали определенные существенные стороны его содержания. Тогда качественные параметры содержания можно сопоставлять, сравнивать и поддавать точным вычислительным операциям.


КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Метод фокусной группы – заключается в проведении направленного интервью в группе из 8-10 человек с определенно заданными параметрами в соответствии с целью исследования. Чаще всего применяется на практике. Смысл метода заключается в эффекте, который создается ситуацией группового обсуждения. Дело в том, что при проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение интервьюера и опрошенного, – это может сильно влиять на качество и глубину полученной информации. В групповой дискуссии опрашиваемый попадает в ситуацию общение с подобными себе, что помогает снимать защитные и психологические барьеры и облегчает проявления эмоциональных реакций.


Глубинное интервью –. заключается в последовательном опросе квалифицированным интервьюером респондента с целью получения ответов и достижения понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом и, что они думают об определенной проблеме. Респонденту ставят вопрос по исследуемой темой в произвольной форме наподобие: Почему Вы так ответили?, Можете ли Вы обосновать свое мнение?, Можете ли Вы привести какие - то особенные аргументы?. Длительность одного глубинного интервю – минут (в зависимости от тематики).


Проведение социологического исследования включает четыре этапа: - подготовку исследования; - сбор первичной социологической информации; - подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; - анализ обработанной информации и подготовка отчета за результатами исследования, выводы и рекомендации.




Программа конкретно социологического исследование должно отвечать определенным требованиям: - ясность и точность программы – все ее положения должны быть четкие, а элементы – продуманные в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированные; - логическая последовательность всех составляющих программы; - гибкость программы – возможность при появлении новых, непредвиденных обстоятельств вносить в них коррективы.


Программа социологического исследования выполняет такие функции: - теоретико - методологическую, которая позволяет определить научную проблему и подготовить базу для ее решения; - методическую – позволяет начертить способы сбора данных; - организационную – позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.


Программа социологического исследования состоит из теоретической и процедурно методической частей. Теоретическая часть программы включает в себя решение таких вопросов: - постановку исследовательской проблемы; - определение предмета и объекта исследования; - определение цели исследования; - определение и интерпретацию основных понятий; - формулировка гипотез и заданий исследования.


Гипотеза в конкретно социологическом исследовании – это научное предположение, которое выдвигают для возможного объяснения социальных фактов, явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть. это определение методов сбора, анализа и обработки информации; инструментария для сбора социологических данных; методики и техники социологического исследования. Процедурно методическая часть –


Метод – это система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на базе закономерностей исследуемого объекта. Инструментарий – набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор информации. Техника – сценарий, организованные приемы для эффективного использования методов. Документ – специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, пленке, дискете.


3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 1. Информационная функция – социологические исследования способны на научной основе собирать, анализировать и передавать информацию о социальных процессах. 2. Диагностическая функция – на основе социологических исследований ставит социальный диагноз, который является необходимым при принятии решений. 3. Прогностическая функция – на основе изучения и анализа ситуаций предусматривает способы и направления их развития.


ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4. Контрольная функция – позволяет отслеживать ход реализации стратегии управления, реакцию на нее объекта. 5. Экспертная функция – функция социологической экспертизы, позволяет оценивать степень приемлемости, адекватности и реализованности управленческих решений и проектов. 6. Социальнотехнологическая функция – связанная с возможностью разработок разных социальных технологий, моделей социальных структур, организаций и ситуаций.






Виды социологического исследования: 1. Разведывательное исследование – простой вид конкретно-социологического анализа. Используется в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований. 2. Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. Цель - получение эмпирических сведений, дающих целостное представление об изучаемом явлении. 3. Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью выяснение причин, которые лежат в его основе.




Программа социологического исследования включает: Методологическую часть (формулировка проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза); Методическая часть (характеристика используемых методов сбора первичной информации, логические схемы её обработки);








Методы социологических исследований включают: 1. методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; 2. - методы обработки и анализа данных; 3. - методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный и др.


Метод опроса 1. Источником первичной информации служит человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений; 2. Виды опроса: анкетирование и интервью; 3. Позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей.




1 слайд

Автор: д.соц.наук Коростылева Н.Н. «Социологический анализ научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом» 1. Социологический анализ: понятие и основные характеристики. 2.Социологический анализ профессионального развития персонала. КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 слайд

Социология Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе. Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью

3 слайд

Уровни социологического знания Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическое социологическое исследование - это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения). Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет собрать, обобщить социальные факты и на основе их спрогнозировать социальные явления.

4 слайд

Макро- и микро- социологический анализ Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоёв, систем и процессов в них происходящих. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами Микросоциологический уровень касается анализа конкретных социальных процессов в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых и индивидуальных поступков. Изучается в основном эмпирическими методами исследования. Эмпирический социологический анализ осуществляется на основе социологический исследований.

5 слайд

Что такое социологическое исследование? Социологическое исследование - это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

6 слайд

Разведывательное исследование Разведывательное исследование - это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики - от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

7 слайд

Описательное исследование Описательное исследование - это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа - большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

8 слайд

Аналитическое исследование Самый серьезный вид социологического исследования - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

9 слайд

2.Социологический анализ профессионального развития персонала. Профессиональное развитие – это процессы измерения качеств работников как субъектов профессионального труда, результат повышения профессионализма и специального образования, профессионального совершенствования и самообразования работника. Управление профессиональным развитием – процесс целенаправленного влияния руководителей органов управления и кадровых служб на совершенствование профессионализма, расширения профессиональной компетенции (диапазон возможностей проявления знаний и навыков) и повышения компетентности (степень выраженности профессионального опыта и знаний у человека) кадров

10 слайд

Профессиональное развитие имеет два содержательных аспекта - профессионально-квалификационное развитие путем повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки работников - профессиональное должностное развитие кадров, обусловленное их должностным продвижением и потребностью организации в наиболее эффективном использовании трудового потенциала каждого работника.

11 слайд

Социологическое исследование в области профессионального развития персонала –это инструмент социологического изучения явлений и процессов в профессиональной трудовой деятельности с помощью методов, позволяющих производить количественный и качественный сбор, измерение, обобщение и анализ социологической информации в профессиональной области для принятия управленческих решений и разработки мероприятий по профессионально-квалификационному, кадровому и социальному развитию организаций.

12 слайд

Цели и задачи социологических исследований сложны и многообразны и зависят от специфики предприятия, условий труда в нем, от качества управления, от социальной структуры персонала, от протекающих в организациях социальных и кадровых процессов. от стиля управленческой деятельности. от финансового состояния предприятия.

13 слайд

Сферы социологических исследований в области профессионального развития Как правило, цели социологических исследований в трудовой сфере касаются, прежде всего, 1. Изучения профессиональных знаний, умений и навыков работников с целью повышения социальной и экономической эффективности их трудовой деятельности, 2. обеспечения профессионального и карьерного роста работников, 3. удовлетворения их профессиональных потребностей, 4. Определения профессиональных и должностных требований со стороны руководства к персоналу 5. снятия противоречий и конфликтов в коллективе и формирования позитивных трудовых взаимоотношений. 6. Оценки индивидуальных свойств и качеств персонала. 7.заработной платы различных категорий работников. 8.управления профессиональным развитием в организации.

14 слайд

Организация социологического исследования требует составления программы исследования, выявления объекта, разработку методик исследования, сбора и анализа полученного материала. Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, как правило, персонал организации или его часть, а также социальная группа, если исследование касается изучения большого спектра организаций (рабочие, служащие, менеджеры, управленцы и т.д.). Объект исследования всегда должен быть четко количественно определен, ограничен временными рамками и описан в системе факторов, влияющих на его состояние. Предмет исследования – это определенные стороны объекта, которые нужно изучить (взаимоотношения в коллективе, стиль руководства, причины конфликта, текучесть кадров, снижение мотивации, уменьшение норм выработки, состояние и иерархия трудовых ценностей и т.д.)

15 слайд

После определения объекта и предмета составляется программа конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования – это последовательное изложение теоретико-методологических основ исследования (общей его концепции), гипотез, правил, процедур и операций. Она содержит два раздела: методологический и методический (процедурный), а также приложения.

16 слайд

Раздел программы Содержание Методологический раздел Постановка проблемы Формулировка цели и задач Определение объекта и предмета Уточнение основных понятий Предварительный системный анализ объекта исследования Выдвижение рабочих гипотез Методический (процедурный) раздел Изложение принципиального (стратегического) плана Обоснование выборки Определение последовательности основных процедур сбора и анализа исходных данных Описание рабочего плана с указанием этапов, сроков, исполнителей и необходимых ресурсов. приложение Список руководителей и участников План исследования Социологический инструментарий

17 слайд

Социологическое исследование проводится в несколько этапов. Этапы социологического исследования Этапы Название первый Подготовка к проведению исследования второй Сбор первичной информации третий Подготовка собранной информации к обработке четвертый Анализ информации, составление выводов и предложений пятый Подготовка отчета о результатах и предоставление практических рекомендаций

18 слайд

Методы социологического исследования Источник информации Методы Документальный Анализ документов, контент-анализ. Внешние проявления социальных явлений Наблюдение Человек Опрос (анкета, интервью) Малая группа Социометрический опрос Социальный опыт Экспертный опрос Организованная группа Эксперимент

19 слайд

Основными методами исследования, используемыми в трудовой сфере, являются: изучение документов, наблюдение, опрос и эксперимент. Анализ документов социолог рассматривает как источник сведений об интересующих фактах. Для анализа документации на предприятии используют официальные и неофициальные документы. Особой надежностью отличаются юридические документы. Они помогают дать взвешенную оценку, происходящим в организации процессам. Наблюдение – это прямая регистрация событий исследователем. Наблюдения на рабочем месте дают существенную информацию об индивидуальном и поточном характере, содержании и условиях труда, о рациональности трудовых операций, а также о взаимоотношениях в коллективе, причинах конфликтных ситуаций.

20 слайд

Опросные методы – самые распространенные из всех методов сбора первичной информации. Существуют два класса опросных методов: интервью и анкетный опрос. Интервью – это непосредственное общение респондента и интервьюера. Анкетирование – это опрос с помощью анкеты, документа, содержащего вопросы, отвечать на которые следует письменно. Эти методы исследования помогают установить причинно-следственные связи многих социально-трудовых процессов на предприятии, показать тенденции развития трудового коллектива, устранить барьеры и установки, которые мешают качественно исполнять персоналом свои должностные обязанности и т.д. Успех интервью и анкетирования во многом зависит от правильности формулировок и последовательности вопросов. Эксперимент помогает опытным путем, моделированием ситуаций и явлений, проанализировать конкретную проблему. Этот метод используется как для изучения поведенческих моделей работников (сотрудничества, конкуренции), так и для оптимизации производственных процессов, введения инновационных технологий.

21 слайд

Анкета Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов. Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми. Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным. Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему. Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования.

22 слайд

Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. 1.Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. 2.Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

23 слайд

ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора. если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих.

24 слайд

ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения. Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

25 слайд

Вопросы анкеты По форме вопросы делятся на: 1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ. 2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

26 слайд

Вопросы анкеты 3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены. 5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?” Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении. 6. Вопросы- таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них. В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.

27 слайд

По функциям различают: :1) основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования; 2) контрольные вопросы, функциональное назначение которых состоит в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений. Вопросы-фильтры - относятся к классу неосновных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задаются вопросы-фильтры.

28 слайд

Композиция анкеты Композиция анкеты включает: 1) титульный лист.Титульный лист должен содержать наименование организации проводящей социолог. исслед. и тему; 2) вводная часть (содержит обращение к респонденту, краткое указание на цель опроса, анонимность опроса, организация, которая проводит опрос, инструкции по заполнению анкеты, выражение благодарности респонденту); 3) основная (содержательная) часть (вопросы анкеты, направленные на исследование проблемы); Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. 4) социально-демографическая часть (паспортичка). Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности результатов, проведения сравнительных исследований и т. д. Нельзя начинать опрос с "паспортички", которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа.