Презентация мотивация учебной деятельности на самоподготовке. Доклад с презентацией на тему "мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения". Уровни познавательной активности учащихся

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников» Эпиграф Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Диагностика адаптации первоклассников У большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: - у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые мотивы), - у 1% учащихся не сформирована, - и только у 20% сформирована. 3 типа отношения к учению: положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели. Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям. Отношение школьника к учению Выражается в следующей активности:- готовность выполнять учебные задания- стремление к самостоятельной деятельности- сознательность выполнения задания- систематичность обучения- стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность: осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых. Причины низкой успеваемости учащихся 1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Причины низкой успеваемости учащихся 2. Отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, друзья, центры развлечений и др.; Причины низкой успеваемости учащихся 3. Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;4. Авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует. Что такое мотивация? Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать«) - внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то. Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Группы мотивов: Внутренние (познавательные) мотивы.Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.2. Внешние (социальные) мотивы.Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Преобладающая мотивация Для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание внутренней мотивации учебной деятельности. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам. Структура мотиваций 1. Познавательная мотивация.Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился.2. Мотивация достижения успеха. Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация успеха Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации. Структура мотиваций Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей. Структура мотиваций 5. Компенсаторная мотивация Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется. Преобладающая мотивация Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы:- «доставить радость родителям»,«хочу больше знать»,«на уроке интересно». Мотивационная роль отметки В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку.Учащиеся 1-2 классов воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Отношение родителей к школьной отметке Что ты получил сегодня?Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить.Я так и знала. И в кого ты такой уродился?Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза!Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится.Сколько можно тебе это объяснять!Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?Садись и учи еще раз, а я потом проверю!Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом.Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет.Вот так и будешь на тройках и двойках ехать?Вот придет отец, он тебе покажет за двойку!Посмотри, как я учился, а ты? Отношение родителей к школьной отметке Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Отношение родителей к школьной отметке Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать. Как поддерживать школьную мотивацию 1.Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Младших школьников волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается. 2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Дойти до эффективного способа решения самому - это удовольствие исследователя творца. Необходимо развивать самостоятельность мышления детей. Как поддерживать школьную мотивацию 3.Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения Возможность общаться и выстраивать ценные для детей отношения с родителями и педагогом - для многих огромный стимул.4.Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации. Некоторым детям присуща такая черта, как демонстративность. Если дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным путем», то они вынуждены устраивать представления, кривляться. Всем детям нужны ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они стимулируют к учебе. Как поддерживать школьную мотивацию Создавать ситуацию успеха и социального признания. Многие детей готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые.6. Использование мотивов избегания наказания, получение материальных выгод и преимуществ. Для многих школьников практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Такие стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения габаритов как наказания, так и поощрения. Если это единственный источник, то вряд ли мы стоит ожидать хороших учебных результатов. Заинтересованность взрослых Процесс образования - самоетрудное дело в жизни человека. А в трудном деле нельзя оставлять ребенка одного. Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Заинтересованность взрослых Как формировать отношение к учёбе младшего школьника.Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)2. Развивайте его познавательные интересы.3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется. Заинтересованность взрослых 4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Заинтересованность взрослых Как установить контакт с ребенком?устранить все, что порождает конфликт;перестать читать нотации;не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;относиться сдержанно к школьным неудачаминтересоваться, чем живет ваш ребенок;постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова Педагогические чтения на тему «Работа над музыкальным произведением в процессе подготовки к исполнению» 13 марта 2015 года Доклад на тему «Мотивация педагогической деятельности»

2 слайд

Описание слайда:

Педагогическая деятельность Особый вид социальной деятельности, имеющий целенаправленный характер; Направлена на выполнение социальной функции – передача и трансляция человеческого опыта будущим взрослым (широкий смысл); Выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества; Имеет те же характеристики, что и любой другой вид деятельности – целеположенность, мотивированность, предметность.

3 слайд

Описание слайда:

Структура Педагогической деятельности Цель деятельности Субъект деятельность (педагог) Объект – субъект деятельности (студент) Способы Содержание Результат деятельности

4 слайд

Описание слайда:

Цели педагогической деятельности Основная цель – развитие личности человека в гармонии с самим собой, с природой и социумом; Цели педагогический деятельности представляют собой динамическое явление и имеют сложную иерархическую структуру.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Мотивация Термин от слова «Мотив» - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания.

7 слайд

Описание слайда:

Конюхов Н.И. – доктор психологических наук, профессор «Словарь – справочник по психологии» Мотивация – совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленности и характер деятельности личности, ее поведение.

8 слайд

Описание слайда:

Платонов К.К. – отечественный психолог «Краткий словарь системы психологических понятий» Мотивация – процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания.

9 слайд

Описание слайда:

Мотивационные ориентиры Внешние мотивы (например, мотив достижения): престижность работы в определенном образовательном учреждении; адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста; самоактуализация. Внутренние мотивы: ориентация на процесс и результат деятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея): Основные признаки доминирования проявляются в желаниях: Контролировать свое социальное окружение. Посредством обольщения, совета, убеждения или приказания воздействовать на поведение людей. Побуждать поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами. Добиваться сотрудничества. Убеждать других в правоте.

11 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея): За желаниями могут последовать действия (группами): Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать. Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения. Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы. Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду

12 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея): Разновидности мотива власти: Власть вознаграждения; Власть наказания; Нормативная власть; Власть эталона; Власть знатока; Информационная власть.

13 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Дэвид Кларенс Макклелланд – американский психолог, автор теории потребностей, разработчик новой методики оценки для тематического апперцептивного теста, профессор психологии: Аминов Н.А. выделил 4 стадии развития мотивированности властью Ассимиляция - отношения матери и ребенка («Нечто придает мне силы»). Автономность – средний период детства («Я сам придаю себе силы»). Самоутверждение властью – подросток («Я произвожу впечатление на других»). Продуктивность – зрелый человек («Мне хочется выполнить свой долг»).

14 слайд

Описание слайда:

Пидкасистый П.И. – доктор педагогических наук, профессор Учебное пособие «Педагогика» Доминирующий мотив педагогической деятельности – забота о счастье ребенка, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку.

15 слайд

Описание слайда:

Центрация (А.Б. Орлов) Особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и учащегося, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека, одинаковости переживаний и поведения; Результат личностного роста преподавателя и учащихся, развитие их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом.

16 слайд

Описание слайда:

Центрация (А.Б. Орлов) Основные центрации: Эгоистическая – центрация на интересах своего «Я» Бюрокрастическая – центрация на интересах администрации, руководителей Конфликтная – центрация на интересах коллег Авторитетная – центрация на интересах, запросах родителей учащихся Познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания Альтруистическая – центрация на интересах (потребностях) учащихся Гуманистическая – центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администрация, коллег, родителей, учащихся)

17 слайд

Описание слайда:

Показания к педагогической деятельности (Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин) Любовь к детям, умение понимать их потребности и интересы. Педагогическая наблюдательность. Умение правильно понимать и объяснять особенности поведения людей в конкретных: жизненных обстоятельствах, вычислять типичное в характере человека. Способность ориентироваться в изменяющихся условиях. Организаторские способности. Многосторонность общих познавательных интересов. Целеустремленность, готовность к волевым усилиям на пути к достижению цели.

18 слайд

Описание слайда:

Противопоказания к педагогической деятельности (Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин) Равнодушное отношение к детям. Низкий интеллектуальный уровень знаний. Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки. Наличие некоторых признаков психического заболевания. Выраженные дефекты речи и слуха.

19 слайд

Описание слайда:

Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве «Эйфорическая» мотивация мотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобновлении переживания особого состояния сознания, характеризующегося наслаждением процессом музыкальной деятельности и интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения

20 слайд

Описание слайда:

Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Нормы и правила творческого состояния (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, Г.М Цыпин и др.) Признаки творческого состояния: – полная поглощенность музыкальной деятельностью, в противовес разрушающей оптимальное творческое состояние поглощенности своей персоной; – сосредоточенность на самом процессе творчества, а не на будущих его результатах; – чувства радости, наслаждения, эйфории от музыкальной деятельности, которые сопровождают и одновременно мотивируют музыкантов к возобновлению и продолжению музыкальной деятельности.

21 слайд

Описание слайда:

Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Психолого-педагогические методы: – Метод метафорического преобразования (от греч. metaphora – перенесение, образ) представляет собой метод-диалог учащегося и преподавателя и заключается в подборе и сочинении метафор, меняющих отношение к процессу музыкальной деятельности через актуализацию положительного опыта сознания. Главное условие метода – метафора должна помогать ребенку «разотождествиться» - т.е. «отойти» от отрицательного переживания, предлагать замещающий опыт и способствовать преобразованию мешающих ребенку чувств, неблагоприятных эмоциональных состояний в чувства радости и наслаждения от процесса музыкальной деятельности.

22 слайд

Cлайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский Подготовила педагог-организатор Валиева З.Ш.

Cлайд 2

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Cлайд 3

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Cлайд 4

Cлайд 5

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Cлайд 6

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Cлайд 7

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Cлайд 8

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Cлайд 9

Cлайд 10

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Cлайд 11

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Cлайд 12

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

Cлайд 13

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов Опрос был проведен в школе 12.12.11г. принимали участие 37 учеников (2-3,4) 5-11 классов Доволен вполне 11+ Не всегда 12+ Я часто бываю собой не доволен 4+ Мне это безразлично 2

Cлайд 14

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

Cлайд 15

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

Cлайд 16

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.

Cлайд 17

Факторы, способствующие успешной учебе Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов 4 Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3 Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 0 Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить 4 В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 5 Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 11

Cлайд 18

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

Cлайд 19

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

Cлайд 20

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты "школы отчуждения": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Cлайд 1

Cлайд 2

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. *

Cлайд 3

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. *

Cлайд 4

Учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". *

Cлайд 5

МОТИВЫ учебно-познавательные социальные позиционные быть полезным обществу желание выполнить свой долг понимание необходимости учиться чувство ответственности овладение новыми знаниями интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний самостоятельное совершенствование способов добывания знаний рациональной организации собственного учебного труда определенную позицию в отношениях с окружающими оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе самоутверждение заслужить авторитет *

Cлайд 6

Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса. *

Cлайд 7

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой. *

Cлайд 8

Узколичные мотивы (позиционные) выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы). *

Cлайд 9

Cлайд 10

МОТИВЫ внутренние внешние самостоятельной познавательной работе при оказании помощи взрослым Интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию каких-либо своих качеств, способностей осуществляется в силу долга ради достижения определенного положения среди сверстников из-за давления родных, учителя *

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Формирование учебной мотивации обучающихся на самоподготовке Расулова Г.А. воспитатель группы 5 класса

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой обучающихся Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у обучающихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

3 слайд

Описание слайда:

Воспитатель должен стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать учебную мотивацию ученика, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.

4 слайд

Описание слайда:

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося

5 слайд

Описание слайда:

Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.

6 слайд

Описание слайда:

Возникновение мотивации. Необходимо зафиксировать мотивы предыдущих достижений Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Активизируется поиск самих обучающихся, подключаем их к самоконтролю, самооценке. Подготовка материала различной трудности, привлечение дополнительных материалов при подготовке того или иного предмета, обучение различным приемам запоминания, развитие памяти, внимания, мышления, получение затем положительных оценок, рациональная похвала – все это способствует усилению возникшей мотивации. Мотивация завершения. Фиксируется положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно, чтобы оценочная деятельность самих обучающихся совпадала с дифференцированной отметкой учителя. Формирование мотивации

7 слайд

Описание слайда:

Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов: интеллектуального, эмоционального, волевого

8 слайд

Описание слайда:

При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие. Особенно ярко это проявляется в процессе эмоционального и волевого компонентов. Например, для того, чтобы получить удовлетворение от хорошей оценки, воспитаннику надо формировать определенный уровень понятий, правил, расширять знания, хорошо выучить урок, т.е. проявить волевые усилия.

9 слайд

Описание слайда:

Для развития волевого компонента воспитатель учит воспитанников осознанно принимать те или иные решения. Варьирует меру и форму помощи со стороны; осуществляет дифференцированный подход к ученикам с различным когнитивным стилем. Для импульсивных воспитанников я использую замедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, ее характера.

10 слайд

Описание слайда:

Алгоритм проведения самоподготовки: Проведение самоподготовки в одно и то же время. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано. Воспитателю необходимо хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемые к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника

11 слайд

Описание слайда:

Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные

12 слайд

Описание слайда:

Методы, способствующие формированию учебной мотивации обучающихся на самоподготовке Индивидуальные Контроль, Самоконтроль Помощь воспитателя Групповые Взаимопроверка, Доверие, Моделирование ситуаций успеха.

13 слайд

Описание слайда:

Этапы самоподготовки Организационный. Задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу. II.Выполнение домашнего задании по предметам. Для меня наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий таков: 1. Литература или устный предмет. Чтение помогает подростку включиться в работу, подготовиться к письменному заданию. 2. Русский язык. 3. Математика 4. Устные предметы, более легкие. Но если ученик предпочитает учить уроки в другом порядке, то иду ему навстречу. Порядок подготовки уроков устанавливаю в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников в соответствии с рекомендациями психолога и личными наблюдениями.

14 слайд

Описание слайда:

Порядок подготовки уроков устанавливаю в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников в соответствии с рекомендациями психолога и личными наблюдениями. Время на подготовку каждого предмета дозировано и для наглядности записываю его на доске. Ребята следят за течением времени по часам в классной комнате. На доске записываю предметы и задания по ним, которые необходимо подготовить на следующий день. Домашние задания учениками фиксируются в дневниках, но запись на доске нужна для того, чтобы обучающиеся ошибочно, по своей невнимательности не ошиблись в выборе домашнего задания.

15 слайд

Описание слайда:

В процессе проведения самоподготовки по-разному контролирую подготовку каждого ученика, используя работу в парах: ребята проверяют друг друга. Хороший результат для привития навыков самостоятельной работы дает наличие группы доверия. Делаю акцент в начале самоподготовки, что сегодня доверяю самостоятельно подготовить уроки на следующий день ряду учеников, я им доверяю, надеюсь на получение ими хороших оценок. Ученик старается оправдать доверие. Но торопиться с оказанием доверия не следует. Прежде, чем объявить воспитаннику, что он входит в состав группы доверия, необходимо убедиться, что он умеет работать самостоятельно.

16 слайд

Описание слайда:

Более слабых учеников, которые еще не умеют работать самостоятельно, контролирую сама. Для этого предлагаю пересказать нужный материал, обучаю приемам передачи содержания текста, проверяю заучивание правил, теорем, формул, обучаю приемам работы с книгой. Помощь воспитателя не должна сводиться только к подсказкам правильного решения, а нужно добиваться осмысления изученного.

17 слайд

Описание слайда:

III.Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция. Проверка овладения знаниями обучающихся на самоподготовке не должна быть фронтальной. Результаты контроля, свои наблюдения фиксирую в отдельной тетради индивидуальной работы. IV. Итог самоподготовки. Важным итогом самоподготовки является сформированное у ребёнка чувство удовлетворения от качественно выполненной работы, которое снимает страх перед неудачей на уроке.

18 слайд

Описание слайда:

Приемы в работе воспитателя на самоподготовке Применение элементов проблемности Помощь консультантов Взаимопомощь Шефская помощь.

19 слайд

Описание слайда:

Важным приемом в работе воспитателя на самоподготовке является применение элементов проблемности, когда обучающийся, выполняя домашнее задание, сам проверяет на практике орфографическую или математическую закономерность. Проблемная ситуация – первый шаг обучения приемам самостоятельной работы, который вынуждает ученика обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению, но воспитатель “ведет” ученика, подсказывая ему последовательность добывания необходимых знаний.

20 слайд

Описание слайда:

Действенный метод помощи на самоподготовке - обучение умению работать в парах. Привитию навыков самостоятельной работы способствует помощь консультантов. В число консультантов выбираются ребята, которые любят предмет, имеют хорошие знания и оценки по предмету. Все вопросы, которые непонятны обучающимся они могут адресовать консультанту, однако, воспитатель, так или иначе контролирует правильность их ответа на интересующий вопрос. Не сбрасывается со счетов и такой прием работы на самоподготовке, как взаимопомощь. Но она должна быть до определенных пределов. Нельзя допускать просто списывания.

21 слайд

Описание слайда:

Важным звеном в успешном овладении обучающимися приемам самостоятельной работы и развития познавательных способностей является формирование адекватной самооценки. Неадекватно завышенная самооценка может привести к новым проблемам для самого ученика и для педагогов, тогда возможно возникновение конфликтных ситуаций, когда ученик считает себя лучше знающим материал и требует более высокой оценки своих знаний на уроке. Поэтому важным компонентом деятельности воспитателя является обучение приемам самоконтроля.

22 слайд

Описание слайда:

На определенном этапе формирования навыков учебного труда можно использовать и шефскую помощь. Но опасность заключается в том, что слабый ученик у более сильного, не разобравшись в изучаемом материале, просто переписывает письменные работы, здесь нужен особый контроль со стороны воспитателя.