Презентация профилактика эмоционального выгорания педагогов. Синдром эмоционального выгорания. Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

Cлайд 1

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Cлайд 2

Синдром эмоционального выгорания - Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов, полученных на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

Cлайд 3

Основные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию Внешние: хроническая напряженная эмоциональная деятельность; повышенная ответственность; неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент; -небольшая оплата труда; отсутствие выходных, интересов вне работы. Внутренние: повышенная впечатлительность и чувствительность; высокий самоконтроль; волевое подавление отрицательных эмоций; склонность к повышенной тревоги; постоянный анализ мотивов своего поведения.

Cлайд 4

Стрессы современного человека Культурный стресс Когда естественная реакция запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе. 2. Информационный стресс Когда человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. 3. Эмоциональный стресс Возникает в процессе общения, в ответ на обиды и разногласия в коллективе. 4. Стресс бездеятельности Когда человеку настроенному на активное действие нечего делать, когда он не умеет правильно отдыхать.

Cлайд 5

Симптомы эмоционального выгорания: - физические (усталость, утомление, истощение, изменение веса, плохой сон, одышка, головные боли, болезни сердечно-сосудистой системы; - эмоциональные (пессимизм, - безразличие, агрессивность, раздражительность, преобладает чувство одиночества, потеря надежд и перспектив; - поведенческие (безразличие к еде, появляется желание отдохнуть, оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств); - интеллектуальные (падение интереса к новым идеям в работе, скука, апатия, тоска, формальное выполнение работы, малое участие в коллективных делах); - социальные (низкая активность, падение интереса к досугу, непонимание других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Cлайд 6

В 2009-2010 учебном году было проведено анонимное анкетирование В нем приняли участие 29 человек.

Cлайд 7

ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Снижение самооценки. исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Cлайд 8

ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Одиночество. - возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Cлайд 9

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Эмоциональное истощение, соматизация. притупляются представления о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему; глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости

Cлайд 10

Тест на стрессоустойчивость 3 – очень часто 2 – время от времени 1 – редко 0 – никогда

Cлайд 11

Часть 2 3 - в большой степени, 2 - в небольшой степени, 1 - незначительно, 0 - не свойственно. Нервозность 3 2 1 0 Ухудшение самочувствия 3 2 1 0 Ухудшение результатов своей деятельности 3 2 1 0 Понижение работоспособности 3 2 1 0 Появление нехарактерных ошибок 3 2 1 0 Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, “шмыгание” носом) 3 2 1 0 Изменение обычной, привычной позы 3 2 10 Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) 3 2 10 Изменения в речи 3 2 1 0 Ухудшение памяти (что-то забываю) 3 2 1 0 Ухудшение внимания (невнимательность) 3 2 1 0 Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) 3 2 1 0

Cлайд 12

Обработка результатов Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста: 0–35 баллов - высокая стрессоустойчивость; 36–70 баллов - средняя стрессоустойчивость; 71–105 баллов - низкая стрессоустойчивость.

Cлайд 13

Практический блок Профилактика стресса Средства и методы борьбы со стрессом: арт-терапия; визуализация; музыкотерапия; соблюдение психогигиены (настрой на позитив, умение обращать на 95% плюсов, переключение внимания с одного вида деятельности на другой, создание на рабочем месте уюта, распределение своих нагрузок); саморегуляция; уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддерживание физической формы.

Cлайд 14

Физиологическая саморегуляция «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

Cлайд 15

Упражнение «Спать хочется» Представьте себе, что вам очень хочется спать и ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое. Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте. Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону).

Cлайд 16

Упражнение «Не урони вазу» - Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются. - Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. - Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые. (Упражнение выполняется 2 раза).

Cлайд 17

Cлайд 18

«Продукты счастья» Фрукты. Кисло-сладкий вкус фруктов рождает бурю положительных эмоций, а витамин-С защищает организм, повышая его сопротивляемость болезням.

Cлайд 19

Овощи Они богаты витаминно-минеральном составом. Содержат: каротин, витамины А и Е, магний, йод, железо, медь, кальций. Лечат исстрадавшуюся душу. В них есть серотонин - гормон счастья, и тирамин - органическое соединение, которое превращается в серотонин в организме. Благодаря этому улучшается настроение, а в стрессовых ситуациях работают как антидепрессанты.

Эмоциональное (профессиональное) выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома стадия истощения (по Г. Селье). В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».


Согласно современным данным, под " психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром "выгорания", по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.


КАК ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ. В своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре стадии. Первая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Вторая – «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Третья стадия – переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство, холодность и др.), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Четвертая стадия – кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях – рак.




Первый признак: развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.


Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.


Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.


ГРУППА РИСКА 1. Врачи 2. Психологи 3. Педагоги 4. Менеджеры по персоналу 5. Работники силовых ведомств 6. Чиновники 7. Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса 8. Представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами, например продавцы товаров широкого потребления


Физические симптомы Физические симптомы эмоционального выгорания Усталость, физическое утомление, истощение. Уменьшенный или увеличенный вес. Недостаточный сон, бессонница. Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям). Затрудненное дыхание, отдышка. Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание. Гипертензия (повышенное давление). Язвы, нарывы. Сердечные болезни.


Эмоциональные симптомы Недостаток эмоций, неэмоциональность. Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни. Безразличие и усталость. Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность. Раздражительность, агрессивность. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться. Депрессия, чувство вины. Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания. Потеря идеалов или надежд, профессиональных перспектив. Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены). Преобладает чувство одиночества.


Поведенческие симптомы Рабочее время больше 45 часов в неделю. Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.). Импульсивное эмоциональное поведение.


Интеллектуальное состояние Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе). Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании). Формальное выполнение работы.


Социальные симптомы Социальные симптомы Нет времени или энергии для социальной активности. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби. Социальные контакты ограничиваются работой. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе. Ощущение изоляции, непонимания других и другими. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.


В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.


При появлении и развитии признаков СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, необходимо обратить внимание на улучшение условий СВОЕГО труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).


Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания 1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 2.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.


5.Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 6.Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на личную жизнь. 7.Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?


Основные правила, или как справиться со своей усталостью. Основные правила, или как справиться со своей усталостью. стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.


Что делать, если у вас эмоциональное выгорание? Что делать, если у вас эмоциональное выгорание? 1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть. 2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье. 3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели. 4. Начинать действовать.


«Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». Эсхил «Нет трудностей, в которых не таились огромные в возможности». Шагармян. «Не думай я должен, а думай – хочу, и жизнь будет не рабством, а игрой». В.Е.Михальцев. «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите сначала ей свое хорошее настроение». Спиноза. Чтобы дойти до цели надо прежде всего идти». О.Бальзак. «Пусть вашей высшей целью будет одно: говорить, как чувствуешь, и жить, как говоришь». Сенека. «Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту». Конфуций. «Проводи время только с тем, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого сам можешь сделать лучше. И то и другое совершенно взаимно, люди учатся, обучая». Сенека.


Памятка для Вас Памятка для Вас 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости. 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность. 5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними. 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.


Успехов вам в жизни, удачи, здоровья и благополучия!!! 7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам? 9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

Термин «burnout» (выгорание) впервые появился в научной литературе в 1974 году в статье американского психиатра Н.J. Freudenberger. Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.

Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.

Обезличивание, или деперсонализация - это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.

Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения. Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может привести к вынесению самому себе приговора о полном провале.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.

Проявления синдрома выгорания

Физические проявления : боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, диарея, повышение давления (крови), усталость, гастроинтеральные проблемы, головные боли.

Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность.

Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция . Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.

Назовем несколько распространенных приемов аутотренинга, которые позволяют человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Приемы саморегуляции, связанные с воздействием слова

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самоприказы

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы.

  • Сформулируйте самоприказ.
  • Мысленно повторите его несколько раз.
  • Если возможно, повторите его вслух.

Способ 2. Самоодобрение, самопоощрение

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
  • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Приемы, связанные с визуализацией

Визуализация - мысленное представление, проигрывание, видение образов. Она активно воздействует на всю систему чувств и представлений.

Способ 1. Отрезать, отрубить

«Отрезать, отрубить» - пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это бестолку и т.д. и т.п.) Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий жест левой рукой и зрительно представив, как вы «отрезаете» и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Способ 2. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

Способ 3. Признание своих достоинств

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий - осознать, что вы так же, как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь - сам самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!). Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!

В вашей педагогической деятельности вам также поможет

Презентация «Предупреждение синдрома профессионального выгорания».

Содержание 1.Причины тревожности педагога 2.Причины возникновения СЭВ 3.Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ 4.Стадии профессионального выгорания 5.Три аспекта профессионального выгорания 6.Симптомы профессионального выгорания 7.Профилактика СЭВ. 8.Памятка педагогу.


Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.


Причины возникновения СЭВ у педагогов Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность эмоциональная перегрузка; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте; Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.


Причины возникновения СЭВ у педагогов отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.


Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.


Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы): Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет; 22% - со стажем от 15 до 20 лет; 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 8% - со стажем от 1 года до 3 лет;


Стадии профессионального выгорания Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.






Три аспекта профессионального выгорания Первый снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.


Симптомы появления СЭВ Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.


Симптомы появления СЭВ Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).


Симптомы появления СЭВ Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.


Профилактика профессионального выгорания Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.


Профилактика профессионального выгорания Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.


Саморегуляция психического состояния Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.


ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.


ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого. Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно. Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Следите за питанием и фигурой. Позволяйте себе «маленькие женские радости». Не забывайте, что Вы красивы!!!



    Слайд 1

    Синдром профессионального выгорания включает в себя примерно сто различных проявлений. а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Определение уровня эмоционального выгорания проводились по методике В.В.Бойко. Эмоциональное выгорание состоит из 3-х фаз:

    «Напряжение» – симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённость собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия»; «Резистенция» – симптомы: «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций»; «Истощение» – симптомы: «психосоматическое и психовегетативное нарушение», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстранённость», «деперсонализация».

    Слайд 4

    . Формирование фаз эмоционального выгорания у специалистов

  • Слайд 5

    выгорания - три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального личностный,ролевойи организационный

    Слайд 6

    Личностный фактор.

    Психолог Фрейденбергописывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и - одновременно - неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

    Слайд 7

    Ролевой фактор.

    Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

    Слайд 8

    Организационный фактор

    Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель - подчиненный», так и между коллегами.

    Слайд 9

    Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

    Слайд 10

    Общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

    Слайд 11

    К общим причинам относятся:

    Интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными; работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами; особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

    Слайд 12

    К специфичным причинам можно отнести:

    Проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы); невозможность оказать помощь в некоторых случаях; более высокая степень негативного результата, чем в большинстве других служб воздействие клиентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения со специалистом; тенденция последнего времени – угроза обращений клиентов и родственников с юридическими претензиями, исками, жалобами

    Слайд 13

    Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

    Слайд 14

    По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические поведенческие.

    Слайд 15

    К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

    чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

    Слайд 16

    резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

    Слайд 17

    К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

    Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя"); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо"); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится"; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

    Слайд 18

    К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

    Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

    Слайд 19

    Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

    Фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку; возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух; запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока); прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов; глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

    Слайд 20

    Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

    Использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания); овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

    Слайд 21

    профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.); уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания); эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы; поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

    Слайд 22

    Хотите узнать, не грозит ли вам эмоциональное выгорание?Тогда ответьте на вопросы нашего теста:

    Слайд 23

    Вопрос 1. Вы должны задержаться на работе, но тут вам звонят приятели и предлагают устроить дружескую вечеринку.Каким образом вы отреагируете?

    А) Очень печально вздохнете – 3 Б) Постараетесь отогнать от себя неизвестно откуда взявшуюся мысль: «Не судьба…» - 2 В) Немного погрустите, что не получилось увидеть друзей, но тут же вновь с головой окунетесь в работу – 1 Г) Испытаете самую настоящую ненависть к делу, которым занимаетесь – 4.

    Слайд 24

    Вопрос 2. Вы находитесь в кругу коллег, хотя и в нерабочей обстановке. Разговор перешел на профессиональную сферу. Что вы чувствуете в этот момент?

    А) Принимаете пассивную позицию и без интереса слушаете, что говорят ваши сослуживцы – 2 Б) Вклиниваетесь в беседу только с ироническими репликами – 3 В) Мечтаете только убежать отсюда – 4 Г) Тут же начинаете сплетничать обо всем подряд – 1

    Слайд 25

    Вопрос 3. Вам позвонил секретарь и сказал, что в офисе проблемы с проводкой. Ваша первая мысль:

    А) «Только бы мне это не принесло вреда» - 2 Б) «Отлично! Незапланированный отпуск!» - 3 В) «Жаль! Столько нужно сделать…» - 1 Г) «Гори все синим пламенем!» - 4

    Слайд 26

    Вопрос 4. Завал на работе, у начальника много планов. Вы:

    А) Жалеете, что начальник наверняка отмахнется от ваших предложений – 2 Б) Будете переживать о том, что так ли они хороши, каковыми кажутся – 1 В) Мрачно представляете, сколько вам предстоит работы – 3 Г) Вы чернее тучи и буквально взрываетесь от раздражения – 4