Происхождение казачества презентация. Презентация по истории на тему "возникновение казачества". Происхождение слова «казак»

Казачество и его самая многочисленная и знаменитая часть - донцы - внесли в историю Русского государства много славных страниц. Мнение многих исследователей казачьей культуры о том, что казачество - это суть природные воины, практически не вызывает сомнений. Вся духовная и материальная культура донского казачества проникнута воинским делом, обычаями и традициями, связанными с войной и военной службой.Для характеристики этого уникального военного сословия можно применять словосочетание "воинская культура", по примеру культура самураев в Японии, индийских нихангов, древних спартанцев. Особенностью донского казачества была довольно высокая открытость, система вбирала в себя всё лучшее, что могло быть у врагов казаков.


Что являлось основой воинского искусства казачества?
- В фундаменте воинской культуры русского казачества лежали традиционные рукопашные военно-охотничьи состязания. Они восходили своими корнями к древней, ещё дохристианской культуре Руси, родового строя. В их основе - родовые мужские инициации (посвящения), культуры «первобытного охотника» и «всадника». К ним можно отнести борьбу «на ломка» («под пряжки»), вольную борьбу, кулачный бой (в коллективной форме или в форме поединка). Инициативные элементы сохранялись в различных играх детей, обычаях воинских лагерей для казаков и т. д.

Для примера, «борьба на ломка» - это борцовский поединок, задачей казака является при помощи борцовских действий из предварительного поясного захвата заставить супротивника коснуться телом земли. В кулачном поединке целью бойца является с помощью ударов подавить сопротивление противника. В начале 20 столетия такие бои назывались «на любителя», «на круга». Поединки вели предводители ватаг («атаманы») перед коллективным кулачным боем. Они велись или до первой крови, или до момента демонстрации полного психологического и физического превосходства одного из бойцов. Удары руками были самые обыкновенные и назывались по месту попадания: «под вздых», «в ухо», «по сопатке», «подтереть сопли», «в скворечник», «в лоб», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и т. д. Защищались с помощью сбивов, подставок, уклонения от ударов врага. Важным показателем бойца являлось умение держать удар противника, то есть принимать удары в корпус, голову, на плечи. При нанесении ударов бойцы использовали проходы, прыжки, перехваты и захваты рук и одежды противника и пр.

Коллективные тактические умения и навыки, которые были порождены условиями степной войны (вроде лавы, карусели - группа атакует по кругу, вентеря - заманивание, увлечение противника слабой группой под удар главных сил во фланг или тыл и пр.). К этим умениям вплотную примыкали личные умения вести бой верхом холодным оружием, стрелять на скоку, джигитовать на коне и т. д.

Большое влияние на развитие воинских умений донского казачества оказала регламентация названных форм казачьими уставами, которые были созданы на основе казачьего и кавалерийского боя русской и европейских армий. В практику подготовки казаков были введены типовые элементы фехтования и рубки, которые помогали в обучении молодых казаков.

Значительную роль в освоении и передаче воинских навыков играли станичные «домашние» игры. На них умения, опыт владения холодным и огнестрельным оружием, конем передавались от старшего поколения молодежи. Даже танцы казаков несли не только праздничную нагрузку, они готовили тело к жестокому бою, предъявляли высокие требования к физической подготовке. Кроме того, важное значение имели праздничные шермиции (национальные казачьи игры), когда освоенные воинские навыки и умения показывались казаками на станичных гуляниях и игрищах в составе команд. В шермиции входили: «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на шашках», «фехтование на пиках», «борьба на ломка», «кулачный бой» и пр. В них участвовали представители всех возрастов, судьями выступали опытные старики. Победители получали ценные призы.

Воинские умения и традиции казачества были неотделимы от быта народа. В неё входили такие элементы, как коллективная облавная охота, индивидуальная охота, которая могла сопровождаться засадами, стрельбой на скорость или меткость. А также установка ловушек для дикого зверя, охота в плавнях, ловля рыбы на реке и море, пастьба животных, объезд лошадей и пр. У казака с самого детства вырабатывались навыки умелого воина, который был способен действовать на море и реке, в лесу и степной местности.

Часть воинских навыков передавалась по «завещанию». Часто от деда к внуку. Многое дети и молодёжь также получали через повседневную семейную культуру - песни, бывальщины и пр. Это роднит воинскую культуру казачества с восточными боевыми искусствами, где многие школы были «семейного» (кланового) типа и все секреты передавались только родным по крови.

В итоге складывалась уникальная воинская культура, которая воспитывала воинов с самого рождения. Казаки умели владеть конём, холодным, а затем огнестрельным оружием, знали способы выживания в лесу, лесостепи, степи, на реке и море, в экстремальных условиях, отлично владели своим телом. Обладали высокой психологической устойчивостью. Поэтому казаки проявили свои высокие боевые качества практически во всех войнах Руси-России, участвовали и в Великой Отечественной войне.

Русского государства много славных страниц. Мнение многих исследователей казачьей культуры о том, что казачество – это суть природные воины, практически не вызывает сомнений. Вся духовная и материальная культура донского казачества проникнута воинским делом, обычаями и традициями, связанными с войной и военной службой.

Для характеристики этого уникального военного сословия можно применять словосочетание "воинская культура", по примеру культура самураев в Японии, индийских нихангов, древних спартанцев. Особенностью донского казачества была довольно высокая открытость, система вбирала в себя всё лучшее, что могло быть у врагов казаков.

Что являлось основой воинского искусства казачества?

В фундаменте воинской культуры русского казачества лежали традиционные рукопашные военно-охотничьи состязания. Они восходили своими корнями к древней, ещё дохристианской культуре Руси, родового строя. В их основе – родовые мужские инициации (посвящения), культуры «первобытного охотника» и «всадника». К ним можно отнести борьбу «на ломка» («под пряжки»), вольную борьбу, кулачный бой (в коллективной форме или в форме поединка). Инициативные элементы сохранялись в различных играх детей, обычаях воинских лагерей для казаков и т. д.

Для примера, «борьба на ломка» - это борцовский поединок, задачей казака является при помощи борцовских действий из предварительного поясного захвата заставить супротивника коснуться телом земли. В кулачном поединке целью бойца является с помощью ударов подавить сопротивление противника. В начале 20 столетия такие бои назывались «на любителя», «на круга». Поединки вели предводители ватаг («атаманы») перед коллективным кулачным боем. Они велись или до первой крови, или до момента демонстрации полного психологического и физического превосходства одного из бойцов. Удары руками были самые обыкновенные и назывались по месту попадания: «под вздых», «в ухо», «по сопатке», «подтереть сопли», «в скворечник», «в лоб», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и т. д. Защищались с помощью сбивов, подставок, уклонения от ударов врага. Важным показателем бойца являлось умение держать удар противника, то есть принимать удары в корпус, голову, на плечи. При нанесении ударов бойцы использовали проходы, прыжки, перехваты и захваты рук и одежды противника и пр.

Коллективные тактические умения и навыки, которые были порождены условиями степной войны (вроде лавы, карусели – группа атакует по кругу, вентеря – заманивание, увлечение противника слабой группой под удар главных сил во фланг или тыл и пр.). К этим умениям вплотную примыкали личные умения вести бой верхом холодным , стрелять на скоку, джигитовать на коне и т. д.

Большое влияние на развитие воинских умений донского казачества оказала регламентация названных форм казачьими уставами, которые были созданы на основе казачьего и кавалерийского боя русской и европейских армий. В практику подготовки казаков были введены типовые элементы фехтования и рубки, которые помогали в обучении молодых казаков.

Значительную роль в освоении и передаче воинских навыков играли станичные «домашние» игры. На них умения, опыт владения холодным и огнестрельным оружием, конем передавались от старшего поколения молодежи. Даже танцы казаков несли не только праздничную нагрузку, они готовили тело к жестокому бою, предъявляли высокие требования к физической подготовке. Кроме того, важное значение имели праздничные шермиции (национальные казачьи игры), когда освоенные воинские навыки и умения показывались казаками на станичных гуляниях и игрищах в составе команд. В шермиции входили: «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на шашках», «фехтование на пиках», «борьба на ломка», «кулачный бой» и пр. В них участвовали представители всех возрастов, судьями выступали опытные старики. Победители получали ценные призы.

Воинские умения и традиции казачества были неотделимы от быта народа. В неё входили такие элементы, как коллективная облавная охота, индивидуальная охота, которая могла сопровождаться засадами, стрельбой на скорость или меткость. А также установка ловушек для дикого зверя, охота в плавнях, ловля рыбы на реке и море, пастьба животных, объезд лошадей и пр. У казака с самого детства вырабатывались навыки умелого воина, который был способен действовать на море и реке, в лесу и степной местности.

Часть воинских навыков передавалась по «завещанию». Часто от деда к внуку. Многое дети и молодёжь также получали через повседневную семейную культуру – песни, бывальщины и пр. Это роднит воинскую культуру казачества с восточными боевыми искусствами, где многие школы были «семейного» (кланового) типа и все секреты передавались только родным по крови.

В итоге складывалась уникальная воинская культура, которая воспитывала воинов с самого рождения. Казаки умели владеть конём, холодным, а затем огнестрельным оружием, знали способы выживания в лесу, лесостепи, степи, на реке и море, в экстремальных условиях, отлично владели своим телом. Обладали высокой психологической устойчивостью. Поэтому казаки проявили свои высокие боевые качества практически во всех войнах Руси-России, участвовали и в Великой Отечественной войне.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

История и культура Донского казачества Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков

2 слайд

Описание слайда:

Происхождение донского казачества Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. В результате благодарный Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками. Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На своих плечах несет.

3 слайд

Описание слайда:

Местом обитания казаков становились вольные степи на окраинах государства, где надзор властей был слабее. Казаки (козаки) - группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России. Точное происхождение казаков неизвестно; существует много теорий. Касоги, касахи, касаки - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в 10-14 веках. Казак – по-тюркски «вольный». Казаками становились беглые из Орды, а позже – из русских земель. Бежали от тягла, от повинностей, за «волей».

4 слайд

Описание слайда:

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами. Позже городки стали называться станицами.

5 слайд

Описание слайда:

На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. оборонительными валами и рвами, внутри которых располагались курени-землянки. Укрепленные поселения-станицы были окружены частоколом, Казаки занимались рыбной ловлей, разводили коней, устраивали грабительские набеги на соседей. Разбойничья жизнь казака, не знавшего ни труда, ни зависимости и податей, была привольна и полна риска. Казаки были людьми вольными, не знавшими крепостного права. Это бесспорно повлияло на характер казака, сделало его человеком независимым, умеющим отстаивать свои права и бороться за них.

6 слайд

Описание слайда:

Все вопросы казачьей жизни решали на общем сходе – казачьем кругу. Там же выбирались атаманы и старшины. Часть доходов казаки получали из военной добычи, часть – жалование государственное. К хозяйственной жизни относились охота, рыболовство, земледелие и скотоводство. Равенства на Дону не было: казаки делились на домовитых (зажиточных) и голутвенных (бедных). Домовитым принадлежали лучшие пастбища и обширные табуны, им доставалась большая доля добычи и царского жалования. Особенно много домовитых было на Нижнем Дону, в то время, как на Верхнем Дону преобладали голутвенные.

7 слайд

Описание слайда:

Оружие казаков Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, шашку, пику, верховую лошадь. Пика на протяжении столетий была излюбленным оружием донских казаков. Казачество придерживалось принципа «с Дону выдачи нет!»: беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Казак без коня – что солдат без ружья. Казак сам голодает, а коня накормит.

8 слайд

Описание слайда:

По роду своей службы казаки делились на городовых (полковых) и станичных казаков. К городовым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу в местах, отдаленных от их постоянного места жительства. «до того времени, пока продолжать оную в силах». Станичные казаки несли службу в местах своего жительства, на пограничных постах и заставах. На службу казаки зачислялись с 16 лет и несли ее

9 слайд

Описание слайда:

Нижнедонская казачка Верхнедонская казачка Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. В экстремальных условиях приграничной жизни выковался особый тип женщины - казачки.

10 слайд

Описание слайда:

Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. Смесь восточных и славянских кровей, особый вольный уклад жизни в крепостной России превратил казачек в необыкновенных женщин. Она свято исполняла обязанности и хозяйки и матери в семействе, подавая пример детям высокой нравственности и покорности мужу. К чести женщине-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность в одежде. При этом, она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.

11 слайд

Описание слайда:

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни были украшены фотографиями, на окнах были цветы. Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах.

12 слайд

Описание слайда:

Казачьи семьи Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей. Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём, уход за домашними животными. Он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

13 слайд

Описание слайда:

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми. Они уже с детства готовились к военной службе. Воспитание в семье В 4 года девочку учили собирать фрукты, давать корм домашней птице. В 5 лет она приобретала навыки рукоделия: шить, вязать. В 7 лет работала в саду и огороде самостоятельно, убирала подворье, т.к. чистота должна быть идеальной. С 8 лет казачонок учился владеть нагайкой. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях. Воспитанием девочки занималась бабушка (сын на службе, невестка на работе). Доброта, терпимость, взаимное прощение обид, смирение, послушание, уважение к старшим - все это составляющие нравственного жизненного круга обеспечивали в будущем крепкую семью.

Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».
Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством

Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.

Органы управления казачьим войском Большой Войсковой круг Совет Атаманов Войсковой Атаман Атаманское правление Войсковой штаб Экономический совет Совет старейшин Ревизионная комиссия Казачий круг – общее собрание казаков, которое состоялось на майдане. Майдан - большая площадь, обычно перед церковью Атаман – главный в казачестве. Есаул – помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года.)

В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества. Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть - это означает, что казак готов защищать честь России.

Традиции казаков Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили. Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная - по дому хлопотала. Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон. Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей. Детям, тем, кто баловался Мог и посторонний казак надрать уши.

Оружие казаков

Мужской казачий костюм

женский казачий костюм

Папаха – головной убор донского казака Кубанка – головной убор кубанского казака Бурка Казакин – у донских казаков Бешмет – у терских и кубанских казаков Башлык у донских казаков – серо-стального цвета, у кубанских – красного, у терских – синего цвета.

Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того, чтобы узнать свою судьбу. 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск. Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.

Казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. 1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее; 2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ 3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!" 4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ 5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ 6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО 7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ 8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ 9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА 10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ 11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Спасибо за внимание!



Казахское ханство Боевые порядки и тактика действий казахского войска. Образование государства казахов и постоянные войны, как с врагами внешними, так и междоусобные за власть в степи, вырастили не одно поколение султанов, ханов и батыров обладавших стратегическим мышлением, прекрасных тактиков наделенных дальновидностью политическим мышлением боев.


Военное искусство Казахского ханства Говоря о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения. Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку. Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов.


Тактика казахских войск Тактическое построение войска казахов составляли отдельные части: авангард, правое и левое крыло и центр. Основной функцией подразделения была разведка местности и обнаружение противника. Казахский хан Аблай в одном из сражений с джунгарами однажды отправил вперед два отряда общей численностью в человек под начальством двух опытных батыров. Отряд обычно находился на определенном расстоянии от основных сил казахского войска. При обнаружении сил противника авангард, в зависимости от складывающейся боевой обстановки, либо принимал бой, пытаясь выиграть время до подхода основных сил, или отступал назад. В крупных сражениях авангард, как правило, первый начинал бой с противником. Общая численность авангарда достигала воинов.


Кенесары Касымов Использование разведывательного отряда впоследствии получит развитие в период восстания гг. Кенесары Касымов размещал пикеты из двух человек на крупных трактах, вдоль рек на расстоянии от 50 до 100 верст во все стороны от лагеря, где располагаются основные силы.


Облавная охота Особое место в подготовке воинов- кочевников занимала облавная охота. В проведении регулярных облавных охот кочевниками хорошо просматриваются военные маневры, с помощью которых проводится подготовка к боевым действиям и отработка тактических приемов. Известно, что Чингисхан в обучении воинов уделял особое внимание охоте. Э. Хара-Даван отмечал, что "монгол, воспитавший свою воинственность на звериной охоте, и на войну смотрит отчасти как на охоту". На охоте полководцы отрабатывали основные тактические приемы построения войска и ведения боевых действий. Для этого они предварительно продумывали организацию и порядок движения войска на место охоты, а также поведение отдельных отрядов во время облавы и при возвращении обратно. Методы проведения облавных охот способствовали формированию основного типа построения войска перед боем.


Структура войск Структура боевых отрядов состояла из трех главных частей: центр и два крыла. Во время облавы два отряда загонщиков также отходят от центра, стараясь окружить дичь с двух сторон, и движутся навстречу друг к другу, постепенно создавая непрерывный круг с добычей в середине. В центре линии охоты находился главный распорядитель облавы, дававший указания загонщикам в каждом крыле. В военно- организационном построении в центре располагалась ставка хана, выполнявшая функцию управления и командования войсками. Командиры крыльев подчинялись непосредственно главнокомандующему. Правое и левое крыло ударные боевые единицы, которые несли всю основную тяжесть боя. Важная роль отводилась в походном движении авангарду, выполнявшему функции, сходные с функциями разведки на облавной охоте. В тылу боевого строя кочевников находился специальный отряд (засада, резерв), действовавший в самый решительный и ответственный момент. Для рядовых воинов охота служила школой, где они, постоянно тренируясь, отрабатывали умения владения различными видами холодного оружия дальнего и ближнего боя, навыки движения верхом в строю.


Битва в ущелье Орбулак Примером воинской доблести и военного искусства служит битва в ущелье Орбулак. В 1643 году Жангир-хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром. одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов. Битва в ущелье Орбулак по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению должна войти в учебники истории войн и военного искусства.


Родоплеменная основа Исходя из рассмотренного вопроса, следует сделать вывод, что военная организация казахов в позднем Средневековье традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. В позднем Средневековье роль военного института батыров внутри военной организации казахов постоянно росла. Причиной являлось то обстоятельство, что батыры были не только основной военно- политической силой ханов и султанов, но были также хранителями боевого опыта и военных традиций, способные организовать вооруженные отряды казахского ополчения.


Заключение Таким образом, военный быт казахов-кочевников имел специфические особенности, военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества, в ведении войны. Население казахских степей представляло собой вооруженную массу людей. Военная организация казахов традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. Главнокомандующим всех вооруженных сил являлся хан, осуществлять руководство военными действиями хан мог либо непосредственно, либо через своих подчиненных. В тех случаях, когда военные мероприятия не носили общегосударственного характера, походы могли возглавить султаны или отдельные батыры. Военная организация казахов в этот период представляла собой структуру с относительно большой автономией отдельных звеньев.